|
Производство «Совкино», 1927 г. Сценарий В. Шкловского и А. Роома.
Режиссёр А. Роом. Оператор Г. Гибер. Художники В. Рахальс, С. Юткевич. В ролях:
Н. Баталов, Л. Семёнова, В. Фогель, Л. Юренев, Е. Соколова, М. Яроцкая.
Экранная современность 1920х годов. Здесь первое слово принадлежало
Абраму Роому. Четыре года (1927—1930) он отдал современности, теме воспитания
чувств, с которой начал свой путь в кинематографе. Но если его первые маленькие
ленты забылись, то фильм «Третья Мещанская» (прокатное название — «Любовь
втроём») занял место среди классических фильмов немого кинематографа.
А начиналось все так. Во время обеда в столовой кинофабрики на Потылихе
сценарист Виктор Шкловский рассказал Роому сюжет для небольшого сценария.
Кстати, сюжет этот Шкловский предлагал режиссёру Юрию Таричу, но тот его не
взял.
Шкловский подчерпнул историю на страницах «Комсомольской правды». Газета
рассказала, как в родильный дом к молодой матери пришли два отца её
новорождённого сына, потому что она одновременно была женой обоих. Герои
публикации были молодые люди, комсомольцы, рабфаковцы. Они называли это любовью
втроём, заявляя, что любовь комсомольцев не знает ревности.
Абрам Матвеевич Роом почувствовал, что в этом сюжете есть простор для
актёров. Сценарий писался сначала в Москве. Но закончить его не успели: Роом
срочно выехал в Крым на съёмки документального фильма «Евреи на земле».
Режиссёрский сценарий о любви втроём был написан им в скором поезде Москва —
Севастополь. Причём изза тесноты Роом работал стоя.
Подготовительный период занял меньше месяца, а снят был фильм всего за
27 дней. Это было время энтузиастов. Шкловский, помогая во время съёмок, таскал
на себе тяжёлый аппарат. А однажды, наняв за свои счёт извозчика, доставил
аппарат к натурной площадке — тогда ещё строящемуся зданию Института
марксизмаленинизма. Режиссёры тогда ездили на трамваях.
В съёмочную группу Роома входили: оператор Григорий Гибер, художник и
ассистент режиссёра Сергей Юткевич и трое актёров — Людмила Семёнова, Николай
Баталов, Владимир Фогель. Собрались разные, яркие, талантливые люди.
Николай Баталов — актёр МХАТ, сумевший двумя сыгранными ролями
(красноармеец Гусев в «Аэлите» и Павел Власов в фильме «Мать») утвердиться как
один из замечательнейших мастеров экрана.
Актриса Людмила Семёнова была одной из популярнейших актрис театра
миниатюр Н. Фореггера — «Мастфор». В кино она снялась лишь в одной большой роли
— Вали в «Чёртовом колесе». С фильмом «Третья Мещанская» к Семёновой пришла
известность и трудно поверить, что на её роль предполагалась другая актриса.
Печатника в «Третьей Мещанской» сыграл талантливейший Владимир Фогель,
хотя сначала эта роль писалась для Н. Охлопкова. Дарование Фогеля не знало
жанровых границ. Несмотря на молодость (ему едва минуло двадцать пять), у него
была актёрская вершина — Дейнин в фильме Кулешова «По закону». Роль в «Третьей
Мещанской» стала второй вершиной и последней: Фогель в 27 лет покончил жизнь
самоубийством…
В «Третьей Мещанской» есть простая история, которая вся укладывается в
несколько строк. Печатник Владимир Фогель приезжает в Москву, поступает на
работу в типографию «Рабочей газеты». Но жить ему негде, и он вынужден
воспользоваться гостеприимством друга по Первой конной, десятникастроителя
Николая Баталова и его жены Людмилы. Здесь следует заметить, что нередко имя и
фамилия актёра отдавались играемому персонажу. Это ещё одна чёрточка
достоверности, документализма кинематографии 20х годов.
В одной полуподвальной комнате поселяются трое — муж и жена на кровати,
гость — на диване. Муж Баталов уезжает в командировку, а Людмила сближается с
Фогелем, который переселяется на кровать. Баталов сначала уходит из дома совсем
но, не найдя угла, вынужден вернуться — на диван. Разочаровавшись в любовнике,
Людмила снова возвращается к мужу. Образовавшийся «треугольник» разбивает
появление четвёртого — Людмила узнает, что она беременна. Мужчины настаивают на
аборте. Но женщина решает иначе — именно с этого момента начать новую жизнь,
уехать далеко, работать, растить ребёнка.
«Любовь, брак, семья, половая мораль — актуальные, современные темы,
тщательно продискуссированные в прессе и на диспутах, нашли частичное отражение
даже на театральных подмостках, но ещё совершенно не затронуты в кино. Мы были
ханжами, какието нигде не зарегистрированные правила приличия мешали нам
серьёзно и понастоящему (может быть, даже и в резкой, грубой форме) если не
разрешить, то заострить, обнажить и поставить эти темы на обсуждение
кинозрителей… Нужно заговорить настоящим языком там, где до сих пор слышны были
хихиканья, подсюсюкиванья и шепелявость», — так сформулировал задачу фильма
Абрам Роом.
Место действия — московская комната, расположенная в полуподвале, из
единственного окна которого видна отражённая жизнь города. Эта комната — на
настоящей Третьей Мещанской, что у Сухаревой башни. Роом стремился к тому,
чтобы в комнате можно было бы жить, а не просто хорошо снимать, чтобы она была
не хорошей декорацией, а подлинным местом жительства.
В «Третьей Мещанской» тщательно подбирались вещи, и не только мебель
(кровать, диван, комод, стол, шкаф, ширма) но и те, что были внутри (дорожная
корзинка под кроватью, скатерть в ящике комода, платья в шкафу).
«В обыденном жизни вещи немы, незначительны. Они ни о чём не говорят и
никакой активности не проявляют. В кино, на экране вещь вырастает до
исполинских размеров и действует с такою же силой (если не с большей), что и
|
|