|
единичен, но теперь убедился, что СССР может ставить исключительные фильмы и
что „Мать“ кинематографически стоит страшно высоко».
Когда ему сообщили, что «Мать» — первая картина режиссёра Пудовкина,
Фэрбенкс воскликнул: «Ну и народ!» При встрече американец сказал Пудовкину:
«Ваша работа над повестью Горького сделана мастерски. Это похоже на жизнь, но
усилено до большого искусства».
Фильм «Мать» триумфально прошёл по экранам мира, утверждая славу и
величие российского кинематографа. В 1958 году международное жюри киноведов и
критиков включило «Мать» в число двенадцати лучших фильмов мира.
«ПО ЗАКОНУ»
«Третья Госкинофабрика», 1926 г. Сценарий В. Шкловского. Режиссёр Л.
Кулешов. Операторы К. Кузнецов и А. Левицкий. В ролях: С. Комаров, В. Фогель, А.
Хохлова, П. Подобед, П. Галаджев.
Режиссёр Лев Кулешов гордился своим фильмом «По закону», охотно вспоминал,
как возник его замысел. В то время он решил отказаться от постановочных
приключенческих картин и занялся поисками более экономичного сюжета. Его
внимание привлёк рассказ Джека Лондона «Неожиданное». Режиссёра поразила
«необычайная насыщенность действием». За сутки Кулешов написал первоначальный
вариант сценария, потом подключился к работе Виктор Шкловский. Отделка,
доработка сценария потребовали от авторов массы сил и энергии.
Действие фильма «По закону» развивается на Клондайке во время «золотой
лихорадки». Группа золотоискателей находит богатое месторождение. Разработка
его продолжается всю зиму, но внезапно размеренное течение клондайкского быта
нарушено: во время драки Майкл Дейнин (В. Фогель) застрелил двух своих
товарищей, желая стать единственным владельцем прииска. Нильсен (С. Комаров) и
его жена Эдит (А. Хохлова) связывают убийцу.
Воспитание, полученное героиней картины, ставило закон превыше всего. Но
супруги Нильсен не могут передать преступника в руки правосудия изза
наводнения на реке Юкон, отрезавшего хижину от всего остального мира.
Эдит мучается, недосыпает, отказывает себе в пище. Убить Дейнина не
позволяет уважение к закону. И тогда супруги сами устраивают «официальный суд».
Майкл приговаривается к повешению, и Нильсены сами приводят приговор в
исполнение. Но когда, измученные, почти обезумевшие, они возвращаются домой, то
на пороге хижины видят живого Майкла с оборванной верёвкой на шее. Оцепенев от
ужаса, они смотрят, как он уходит в дождливую и ветреную даль.
Сразу стало ясно — это будет особый фильм: одна декорация (действие
происходит главным образом в хижине), после первых двух частей остаются в живых
три актёра — картина будет на редкость дешёвой, что облегчало её продвижение на
студию. Кулешов называет ещё один мотив, обусловивший его интерес именно к
данному рассказу: ненависть к ханжеству. «Идея фильма была очень понятна, и мы
считали её значительной — мы всегда ненавидели ханжество, в чём бы и где бы оно
ни проявлялось».
Кулешов и Шкловский работали с огромным энтузиазмом, но на студии к их
сценарию отнеслись насторожённо. «Нам не верили, что можно поставить фильм в
одной декорации и с тремя актёрами — такого в кинематографической практике ещё
не было. Это противоречило всем установленным „законам“ кинематографа. Мало кто
верил и в то, что около Москвы можно найти суровый пейзаж Юкона. Мы же были
убеждены, что насыщенность сценария внутренним действием создаст в фильме
необходимую кинематографичность, а Америку мы так изучили по фильмам, что
натуру выберем правильно».
В поддержку фильма выступил журнал «Советский экран»: «Кулешов четыре
месяца сидит на фабрике Госкино без работы. Месяца два тому назад начали делать
сценарий „Без закона“. Сценарий не принимали, не разрешали, выправляли,
переделывали, доделывали, согласовывали — до последних дней».
Картина вначале называлась «Трое». Срок постановки очень жёсткий — два
месяца. Смета во много раз ниже, чем для других фильмов.
Оператор Левицкий был занят и вместо себя рекомендовал Кулешову
известного фотографа Константина Кузнецова, пообещав по возможности помогать
ему.
Кулешов долго искал подходящую натуру. Решили снимать в Подмосковье,
окаю Царицынских прудов. Два одиноких дерева на берегу Москвыреки помогли
получить в кадрах впечатление дикого северного Юкона.
По отзывам американцев, Юкон в фильме Кулешова больше похож на настоящий,
чем Юкон, снятый с натуры. Превосходно были переданы дикие, лесистые берега,
приход весны и ледоход на Юконе, разлив реки.
Символическим значением наделялись едва ли не все кадры ленты. Порой это
делалось намеренно, порой выходило само собой. «Кадры суровой зимы мы сняли в
апреле, — рассказывали создатели фильма. — Мы выбрали кривую (как будто бы
часть земного шара) поверхность слегка подтаявшего снега, подёрнутого настом
(не беря в кадр деревушек справа и слева) и получили при контражурном освещении
искрящуюся бескрайную снежную равнину».
Декорация американской обстановки, костюмы в своей простоте были
достоверными и чрезвычайно характерными. Для Хохловой — Эдит были сшиты высокие
тёплые сапоги, она носила их в Москве и после съёмок фильма…
Председатель правления швед Ганс Нильсен в исполнении С. Комарова —
человек жёсткий, резкий, грубый. Его жена Эдит — А. Хохлова — утром молится,
одновременно прихорашиваясь. Затем мы знакомимся с двумя другими акционерами,
|
|