Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих художников
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-
 
      Совсем другой замысел лег в основу нежного образа "Архангела Михаила". В 
нем Рублёв воспел тихое, лирическое раздумье поэта. Мы забываем о том, что это 
ангел, то есть существо "бесплотное", "небесное", – так обаятельна в нем земная 
красота человека, переданная Рублёвым. Как плавны очертания задумчивой фигуры 
архангела, сколько юной прелести в округлости его лица, как тонко отражают 
розовые и голубые тона его одежд светлый мир его чувств!»
      Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско 
татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, 
и в том числе Троицкий монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он с 
большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. На месте 
деревянного храма возводится в 1423–1424 годах белокаменный.
      В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены 
Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублёва относятся 
к 1425–1427 годам.
      Рублёв написал главную икону монастыря – знаменитую «Троицу». Три ангела 
– Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух – вписаны художником в треугольник и круг. Линии 
крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство 
равновесия и радостного покоя.
      Особо поражает общая светозарность иконы. Художник нашел идеальные 
пропорции не только в решении фигур композиции. Совершенны также отношения 
светлых тонов, не вступающих в борьбу с контрастными темными цветами, а 
согласно и тихо поющих с ними гимн радости бытия.
      Это мерцание цвета позволяет художнику достичь поистине симфонического 
звучания оркестра красок палитры. Чутьчуть поблескивает стертое старое золото 
на темном от времени левкасе.
      Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости 
крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов – все это вместе со сложной 
мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и 
величавую.
      И только два черных квадрата на фоне – вход в дом Авраамов – возвращают 
нас к сюжету Ветхого завета. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что 
иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и 
краснокоричневыми.
      Вскоре после завершения работ в Св. Троице, повидимому, умер Даниил, 
похороненный в ТроицеСергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв 
вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть 
последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не 
только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Эта церковь была возведена 
около 1426–1427 года. Вероятно, ее фрески были написаны в 1428–1430 годах.
      Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, 
который сейчас носит его имя. В 1988 году, году тысячелетия крещения Руси, 
Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым 
художником, который был канонизирован христианской церковью.
      
ЯН ВАН ЭЙК
      
      (ок. 1400–1441)
      
      «Самый главный художник нашего века» – так назвал Яна ван Эйка его 
младший современник, итальянский гуманист Бартоломео Фацио. Такую же 
восторженную оценку дал через полтора века голландский живописец и биограф 
нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни 
другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось 
знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая 
может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как 
на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была 
поражена его блеском».
      О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных 
сведений. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. В 1422 году 
Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и 
Генегау. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
      С 1425 по 1429 год он был придворным художником бургундского герцога 
Филиппа Доброго в Лилле. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, 
по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Нередко 
Ян ван Эйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические 
поручения.
      Сведения, сообщаемые хроникерами того времени, говорят о художнике как о 
разносторонне одаренном человеке. Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в 
«Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал 
некое подобие географической карты. Эксперименты художника в области технологии 
масляных красок говорят о познаниях в химии. Его картины демонстрируют 
обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.
      Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Главное – это 
взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он 
учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Идут споры по поводу 
отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи.
      Творчество Яна и Хуберта ван Эйков многим обязано искусству иллюстраторов 
братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали 
при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Ян 
развил эту манеру, создав на ее основе новый стиль, более реалистический и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-