|
индивидуальный, возвещавший о решительном повороте в алтарной живописи Северной
Европы.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Некоторые
исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие
Христа под стражу», 1415–1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова,
исполненных для герцога Беррийского. На одном из них изображены святой Юлиан и
святая Марта, перевозящие Христа через реку. Правдивые изображения различных
явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка,
но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные
элементы в целостный образ. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних
алтарей, как, например, «Распятие».
В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а
также художником города. А через год художник завершил свой шедевр – Гентский
алтарь, большой полиптих, состоящий из 12 дубовых створок. Работу над алтарем
начал его старший брат, но Хуберт умер в 1426 году, и Ян продолжил его дело.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Христос родился и
умер. Искупление свершилось. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк – не как
иллюстратор молитвенника, а как живописец – пластически передал это великое
таинство? Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Впереди "Источник
жизни". Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. В центре – алтарь,
покрытый пурпурной тканью; на алтаре – Белый агнец. Вокруг гирлянда маленьких
крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледноголубыми и
розоватосерыми оттенками. Большое свободное пространство отделяет священный
символ от всего остального. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой
травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. На первом плане слева –
коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Тут и те, кто
уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, и язычники, ученые, философы,
неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды,
курносые лица, надутые губы, совершенно живые физиономии. Мало жестов и мало
позы. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Те, кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, те, кто отрицал, – смущены,
пророки охвачены экстазом. Первый план справа, уравновешивающий эту группу в
той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в
построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной
группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап.
Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном
блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Они великолепны в своих
красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми
золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах, изумрудах. Драгоценности сверкают и
переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. На третьем плане,
далеко позади агнца, и на высоком холме, за которым открывается горизонт, –
зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Отсюда,
слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа – шествие Святых жен, с
розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Они одеты в нежные цвета: в
бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Мученики, по большей части епископы,
– в синих облачениях. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо
видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной
лазури на строгом фоне священного леса. Это необычайно тонко, точно и живо. Еще
дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим, изображенный в виде
силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. А на последнем
плане – далекие синие горы. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой
момент, бледноголубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. В небе –
перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной
зари.
Вот вам изложение, а скорее искажение, сухой отчет о центральном панно –
главной части этого колоссального триптиха. Дал ли я вам о нем представление?
Нисколько. Ум может останавливаться на нем до бесконечности, без конца
погружаться в него и все же не постичь ни глубины того, что выражает триптих,
ни всего того, что он в нас вызывает. Глаз точно так же может восхищаться, не
исчерпывая, однако, необыкновенного богатства тех наслаждений и тех уроков,
какие он нам дает».
Первая датированная работа Ван Эйка, «Мадонна с младенцем, или Мадонна
под балдахином» (1433). Мадонна сидит в обыкновенной комнате и держит на
коленях ребенка, листающего книгу. Фоном служат ковер и балдахин, изображенные
в перспективном сокращении. В «Мадонне каноника Ван дер Пале» (1434)
престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св.
Георгию, что почти касается белыми одеждами ее красного плаща и рыцарских
доспехов легендарного победителя дракона.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших
произведений мастера. Л.Д. Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут
каменья, красками сияет парча, и притягивают неотразимо взор каждая пушинка
меха и каждая морщина лица. Как выразительны, как значительны черты
коленопреклоненного канцлера Бургундии! Что может быть великолепнее его
облачения? Кажется, что вы осязаете это золото и эту парчу, и сама картина
предстает перед вами то как ювелирное изделие, то как величественный памятник.
Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом
с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными
реликвиями. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их? В
корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени! А за главными
фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город,
|
|