|
глазами цвет воды и сияние гор. Разве все это не радует думы людей и не
захватывает мое сердце?! Вот почему главная идея картин гор высоко оценивается
в мире».
Живописец должен быть хорошо знаком с правилами перспективы: «Гора вблизи
имеет определенную форму. Если смотреть на расстоянии нескольких ли, гора имеет
другую форму; если смотреть на расстоянии нескольких десяткой ли – опять иную.
Каждое удаление вносит различие. Вот почему говорят, что форма горы с каждым
шагом другая».
Мало увидеть, надо уметь видеть, уметь выбрать «существенные темы»:
«Тысячи ли гор не могут быть всюду одинаково прекрасными, а разве могут быть
везде красивы десять тысяч ли вод?!»
Проводя ряд философских идей своего времени, Го Си сопоставляет природу с
человеком, одухотворяет ее, наделяет ее человеческими качествами: «Природа
живая, как человек… отдельные ее органы имеют свои функции. Камни – кости
природы, они должны быть сильными, вода – кровь природы, она должна быть
текучей».
Дошедшие до нас немногие картины – величественные монохромные пейзажи Го
Си, написаны обычно только черной тушью. «В качестве примера можно привести
картину Го Си "Осенний туман рассеялся над горами и равнинами". На длинном
горизонтальном свитке шелка художник располагает фантастические причудливые
горы, поднимающиеся бесконечно высоко, так, что самые высокие вершины уходят за
пределы картины. Горы окаймляют широкие водные пространства. Основное внимание
Го Си уделяет передаче воздушной среды, в изображении которой художники
сунского времени достигли высокого совершенства. Неясные и нечеткие горы,
несколькими планами расположенные в глубине картины, словно вырастают из тумана,
скрадывающего их очертания у подножия и отдаляющего их на гигантское
расстояние от первого плана. Грандиозность просторов Го Си подчеркивает
сопоставлением масштабов. Сосны, расположенные у самого края свитка, являются
как бы единицей измерения; с ними соотносятся масштабы всех остальных предметов.
Цветовая гамма, построенная на тонкой вибрации тонов черной туши, мазки
которой подчас еле уловимы для глаза, подчас сочны и смелы, способствует
большой цельности картины», – пишет Н.А. Виноградова.
Впечатление от другой картины художника «Осень в долине Желтой реки»
хорошо передает высказывание самого Го Си: «Виденное чередой проходит в груди,
так что глаза не видят шелка, руки не чувствуют кисти и туши; громады камней
катятся лавиной, таинственное и безбрежное – на моей картине!»
В «Ранней весне» Го Си изображает одну гору, возносящуюся над водой. Как
пишет художник, «Горы без светлого и темного лишены солнца и тени… В горах, где
есть солнце, – светло, где нет солнца, – мрачно, поэтому светлое и темное –
обычное состояние гор. Как же можно не различать светлое и темное?!»
В начале XII века монументальные пейзажи Го Си вышли из моды, а
предпочтение стало отдаваться художникам, писавшим цветы и птиц. Одним из
свитков художника просто накрывали стол, работы Го Си, украшавшие дворец,
заменили новыми. Но традиции его возрождаются позднее в эпоху Мин и Цин.
ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ
(ок. 1267–1337)
Джотто справедливо считают отцом европейской живописи, родоначальником
реализма. Многочисленные ученики, последователи и подражатели прославленного
мастера распространили его влияние на многие культурные центры Европы.
Боккаччо считал, что он «по праву может быть назван одним из светочей
флорентийской славы». «Живописцем, не только превосходным, но и прекрасным,
слава которого среди художников велика», – называл его Петрарка.
Джотто ди Бондоне родился в округе Веспиньяно, неподалеку от Флоренции,
вероятно в 1267 году, поскольку известно, что умер в 1337 году в возрасте
семидесяти лет. Согласно Вазари, Джотто был сыном хлебопашца. Он же
рассказывает такую историю. Однажды прославленный в те времена живописец
Чимабуэ, идя по дороге из Флоренции в Веспиньяно, увидел пасшего стада мальчика,
который рисовал на гладком камне овцу. Чимабуэ взял его к себе в ученики, и
вскоре ученик превзошел учителя.
Анонимный комментатор «Божественной комедии» XIV века утверждает, что
Джотто был отдан обучаться ткацкому ремеслу, но убежал из мастерской
ремесленника в мастерскую художника.
Вместе с Чимабуэ Джотто, должно быть, впервые попал в Рим около 1280 года,
а затем побывал в Ассизи. Повидимому, в конце 80х годов молодой художник
женился на Джунта ди Лапо дель Пела, от которой имел четырех дочерей и четырех
сыновей.
По свидетельству Боккаччо, Джотто имел самую заурядную, невыразительную
внешность – «маленького роста, безобразный». В новеллах того времени Джотто
выступает как острослов и весельчак, всегда имеющий по отзыву Вазари: «Словечко
под рукой и острый ответ наготове». Рассказывали, что както во время страшной
жары король сказал художнику, занятому, по обыкновению, напряженной работой:
«Будь я на твоем месте, я бы немного отдохнул». – «И я тоже, будь я на Вашем»,
– парировал живописец.
Что нового внес Джотто в живопись? Он не постиг еще законов перспективы,
не изучил анатомию человека, фигуры на его фресках не соответствуют своим
размером пейзажам. Но… «мир трехмерный – объемный и осязаемый – открыт вновь,
победно утвержден кистью художника… Отброшена символика византийского
|
|