|
прими его, небесная красота, ты, посредница между богами и людьми, но и он – не
лучше ль Прометея? – сведет с небес блаженство бессмертных».
Эти слова в полной мере можно отнести к Рафаэлю, Кустодиеву, Малевичу,
ван Дейку, Дега, Пуссену, Тёрнеру и другим живописцам, представленным в данном
издании. Среди них нет двух одинаковых мастеров – это художники разные по
манере письма, творческому подходу, колору и темпераменту, наконец. Но всех их
объединяет благодарность и любовь настоящих поклонников живописи. Благодаря им
и живо искусство мастеров прошлого и настоящего. Им собственно и предназначена
эта книга.
ГО СИ
(ок. 1020–1090)
Наивысшего расцвета китайская средневековая культура достигла в VII–XIII
веках во времена образования двух крупных государств – Тан (618–907) и Сун
(960–1279). А высшим достижением искусства стала живопись, охватившая
многообразный круг жизненных явлений, отразившая преклонение людей перед
красотой природы.
Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651–716), Ли
Чжаодао (670–730) и Ван Вэй (699–759).
«Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной
живописи, – пишет Н.А. Виноградова. – Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и
насыщены по цвету. Синие и малахитовозеленые горы обведены золотой каймой,
которая делает картину похожей на драгоценность. Пейзажи Ван Вэя, написанные
черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва
прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной
и тихой. Его картины были так поэтичны, что современники говорили: "Его стихи –
картина, его картины – стих"».
Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным
образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.
Разработанные еще в танское время своеобразные законы перспективы,
построения пространства и колорита достигают высокого совершенства в пейзажах
Го Си, вошедшего в историю искусства завершителем традиции монументального
пейзажа X–XI веков.
Художник продолжал творчески развивать черты, присущие пейзажам Цзин Хао
и Дун Юаня, Ли Чэна и Сюй Даонина. Го Си подчеркивал вред слепого копирования:
«Великие люди и ученые не ограничиваются одной школой, а непременно совмещают,
сравнивают, широко обсуждают, тщательно изучают (все существующее), чтобы
создать свою собственную школу, и только тогда достигают нужного».
О жизни Го Си известно немного. По всей вероятности, он родился между
1020–1025 годами и умер до 1100 года. Вот что сообщает современник художника Го
Жосгой, закончивший свои «Записки о живописи» в 1082 году:
«Го Си родом из уезда Вэпь в Хэяне. Ныне занимает должность наставника в
искусстве в Императорском ведомстве Шуюань. Пишет пейзажи зимнего леса.
Картины его искусны и разнообразны, композиции – пространственно глубоки. Хотя
он изучал и восхищался Инцю, но смог выразить свои собственные чувства.
Огромные ширмы и высокие стены (с его росписями) намного сильнее (чем у
предшественников). В нынешнем поколении он – единственный».
Другие источники мало что добавляют: все сходятся на том, что Го Си
учился у Ли Чэна, превзошел его, «создал свой стиль», что кисть его была
«свободной».
Известно, что между 1078 и 1085 годами Го Си расписывал двенадцать
больших ширм для даосского храма и что, несмотря на преклонный возраст, сила
его кисти не ослабла. В старости он особенно любил делать стенные росписи. Дэн
Чунь, автор «Записок о живописи» XII века, рассказывает, что однажды Го Си
увидел выполненные на рельефе росписи одного мастера VIII века, в которых были
использованы неровности стены. Го Си самому захотелось написать «рельефный»
пейзаж. Он попросил не заглаживать штукатурку на стене строящегося здания и по
непросохшей поверхности руками наметил план будущей росписи, используя
выпуклости и впадины. Когда стена высохла, он расписал ее тушью и красками, и
пейзаж выглядел будто «созданный самой природой».
О творческом методе художника рассказал его сын Го Сы: «В те дни, когда
мой отец брался за кисть, он непременно садился у светлого окна, за чистый стол,
зажигал благовония, брал тонкую кисть и превосходную тушь, мыл руки, чистил
тушечницу. Словно встречал большого гостя. Дух его был спокойный, мысли
сосредоточенными. Потом начинал работать».
Из произведений Го Си сохранились двенадцать свитков и знаменитый трактат
«О высокой сути лесов и потоков», который после смерти художника составил Го Сы,
собрав высказывания отца об искусстве живописи. Сыну принадлежит введение и
последний раздел, отцу – три основные части, куда вкраплены комментарии Го Сы.
Трактат этот – лучшее, что было написано в Китае об искусстве пейзажной
живописи. Высказывания художника помогают понять его творчество.
Го Си в своем трактате требует от современников умело и точно
воспроизводить реальную действительность. Он настойчиво требует изучения
природы, порицая тех, кто, не имея длительной теоретической и практической
подготовки, считает себя живописцем.
«Глаза и уши уже не видят и не слышат, но вот руки мастера сокровенное
сделали явным. Не выходя из комнаты, в одиночестве, кажется, что сидишь у
потоков и пропастей, и в ушах звучит пение птиц и крики обезьян, а перед
|
|