Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих художников
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-
 
искусства… Угадана высшая простота. Ничего лишнего… Все внимание художника 
сосредоточено на главном, и дается синтез, грандиозное обобщение», – пишет о 
первом среди титанов великой эпохи итальянского искусства Л. Любимов.
      Девяностые годы художник провел, по всей видимости, в Ассизи, где 
принимал участие в росписи Верхней церкви СанФранческо. К самым ранним его 
произведениям относят некоторые фрески на тему Ветхого и Нового завета – в 
верхней зоне стен продольного нефа. Эти росписи были сделаны в первой половине 
девяностых годов. Предполагают, что Джотто ездил затем на некоторое время в Рим,
 где на него произвела сильное впечатление живопись Каваллини и 
раннехристианские мозаики.
      К этому же периоду относятся большое, высотой в пять метров, «Распятие» 
(около 1293–1300), сделанное для церкви СантаМария Новелла во Флоренции, и 
«Мадонна ди СанДжорджио алла Коста».
      Фрески нижнего яруса Верхней церкви СанФранческо в Ассизи написаны были 
во второй половине девяностых годов, когда Джотто вторично пригласили в Ассизи, 
уже как руководителя всех живописных работ.
      В конце 1290 – начале XIII века Джотто был в Риме, где выполнил огромную 
мозаику «Навичелла» для базилики св. Петра, на ней был изображен Христос и 
ладья с апостолами. Мозаика погибла в начале XVI века при разрушении старой 
базилики.
      В первое десятилетие нового века Джотто живет в основном в Падуе. К 
1303–1305 годам относят начало его работы в Капелле дель Арена. Выполняя заказ 
местного богача, ростовщика Энрико Скровеньи, он покрыл стены его домовой 
капеллы фресками на евангельские сюжеты о жизни Христа и мадонны. Заказчик 
торопил с окончанием работ, и мастер вынужден был начать роспись недостроенного 
помещения. Фрески капеллы Скровеньи – лучшие фрески Джотто.
      Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, 
уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в 
медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на 
западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в 
три ряда на длинных боковых стенах.
      «В искусстве Джотто много мягкости, чистоты и какойто трогательной любви 
к людям, – пишет О.М. Персианова. – Его герои исполнены благородного 
достоинства и духовной красоты. Движения, позы, жесты сдержанно, но удивительно 
верно передают душевное состояние: материнской нежности полна Мария, 
склонившаяся над новорожденным младенцем ("Рождество"), глубоким горем охвачены 
люди, собравшиеся у тела мертвого Христа ("Оплакивание"), 
торжественнопраздничное настроение царит в группе волхвов, пришедших 
поклониться младенцу ("Поклонение волхвов").
      Для Джотто кульминацией является не искупительная смерть Христа, но 
переход от его деяний к страданиям. Связующими сценами, размещенными под 
"Искупительным произволением" и "Благовещением" на стене триумфальной арки, 
Джотто сделал "Встречу Марии и Елизаветы" как первое приветствие и "Поцелуй 
Иуды" как первое предательство.
      Искусству Джотто свойственен определенный психологизм, который особенно 
отчетливо проявился в одной из известнейших фресок цикла – "Поцелуй Иуды".
      Иуда подходит к Христу и вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ 
на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным 
взглядом. Этот проникновенный и невыразимый словами взгляд вскрывает 
глубочайшие недра человеческой души. При этом Христос сохраняет исключительное 
спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика. Это спокойствие в 
соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему характер возвышенного 
героизма, настоящего стоического мужества».
      Закончив работы в капелле, Джотто остается некоторое время в Падуе и 
покрывает фресками на светские темы большой зал палаццо Раджоне. Затем со 
славой возвращается во Флоренцию.
      Здесь в 1310 году для церкви Всех Святых Джотто выполнил ныне знаменитую, 
монументальную картину «Мадонна Оньисанти», изображающую мадонну с младенцем в 
окружении ангелов и святых.
      Легкая структура трона подчеркивает плотный голубой цвет мафория, не 
препятствуя его погружению в золотистую прозрачность фона, с которым 
перекликаются позолоченные нимбы и светлые одеяния ангелов.
      Запредельные и пышные изображения непроницаемых идолов, характерные для 
эпохи дученто, уступили место человечнейшей матери семейства, со светлым и 
открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ. Земная природа 
Марии заявляет о себе весомостью ее тела, еще более очевидной изза контраста с 
хрупкими архитектурными деталями трона.
      Для флорентийской церкви СантаКроче Джотто пишет два следующих фресковых 
цикла: «Легенда о св. Франциске» (капелла Барди, 1317–1328), «Сцены из жизни 
Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя» (капелла Перуцци).
      Индивидуальные характеристики присутствуют и здесь, однако, в отличие от 
падуанских фресок, больше не акцентируется главное действующее лицо. Не 
прибегая к занимательным подробностям, художник придал повествовательному стилю 
больше силы и ясности: пространство стало обширнее, а движения фигур свободнее.
      В эпизодах, изображенных в капелле Перуцци, архитектура играет 
доминирующую роль. В «Наречении имени Иоанна Крестителя» фигуры изображены в 
обширных помещениях, в которых равномерно распределены свет и тень; в сцене 
«Воскрешение Друзианы» фигуры расположены на фоне стены, очертания которой, то 
возвышаясь, то опускаясь, соответствуют расположению фигурных групп. И в том, и 
в другом случае все цветовые оттенки подчинены основной тональности, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-