Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих художников
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-
 
все же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
      Начинается наиболее плодотворный период в творчестве Боттичелли. Судя по 
количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 
году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием. В этом году он 
написал Святого Августина в церкви Оньисанти для Веспуччи, одной из самых 
знаменитых семей города, близкой Медичи.
      С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для Сикстинской капеллы он пишет 
три фрески: «Сцены жизни Моисея», «Исцеление прокаженного», «Наказание Корея, 
Дафана и Авирона». В 1482 году художник вернулся во Флоренцию и больше не 
покидал ее.
      В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, среди других 
известных живописцев, выполнить цикл настенных росписей на своей вилле в 
Спедалетто около Вольтерры. В 1483–1484 годы Боттичелли создает свою знаменитую 
картину «Рождение Венеры».
      «По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней. 
Дуновением Ветров раковину несет к берегу, где Венеру ожидает Нимфа. Образ 
Венеры – один из наиболее пленительных женских образов, созданных Боттичелли: 
одухотворенное лицо с мечтательно устремленными вдаль глазами, удлиненных 
пропорций. Фигура – воплощение женственности, чувственной грации и красоты» (О.
М. Персианова)
      Среди многочисленных изображений мадонн знаменита «Мадонна во славе», 
известная под названием «Магнификат». Группа ангелов окружает богоматерь с 
младенцем, два из них возлагают корону на голову Марии. Группа мастерски 
вписана в круг, так называемое тондо, форме которого вторят плавные изгибы 
фигур.
      В это же время художник пишет множество портретов, которые представляют 
собой точные характеристики моделей: Джулиано Медичи, Микеле Марулло, Лоренцо 
Лоренцано и др.
      В девяностые годы Флоренция переживает политические и социальные 
потрясения – изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его 
обличительными религиозномистическими проповедями, направленными против 
папского престижа и богатого флорентийского патрициата.
      Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, 
открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала. В его 
искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм.

      «Уже в картине "Благовещение" (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно 
столь идиллическую, непривычную смятенность, – отмечает И.Е. Данилова. – Ангел 
врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи 
воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва 
видимые одежды. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами 
протянута к Марии, и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает 
навстречу ему руку. Кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые,
 струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и изгибаться все ее 
тело.
      В картине "Венчание Богоматери" (1490) в лицах ангелов видна суровая, 
напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов – почти 
вакхическая самозабвенность».
      После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы 
(1498) характер его окончательно изменился. Художник отказался не только от 
трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического 
языка. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового 
решения. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Одна из 
известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500), изображает плачущую 
женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.
      «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его 
двух монументальных "Оплакиваниях Христа", – пишет Н.А. Белоусова, – где образы 
близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. 
И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Вместо хрупкой 
бестелесности – четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых 
оттенков – мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами 
особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминнокрасного цвета».
      В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на 
вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи.
      В 1498 году семья Боттичелли, как показывает запись в кадастре, владела 
немалым имуществом: имела дом в квартале СантаМария Новелла и, кроме того, 
получала доход с виллы Бельсгуардо, расположенной вне города, за воротами 
СанФредиано.
      После 1500 года художник редко брал кисть в руки. Единственное подписное 
его произведение начала шестнадцатого века – «Мистическое рождество». Внимание 
мастера сосредоточено теперь на изображении чудесного видения, пространство же 
выполняет вспомогательную функцию. Эта новая тенденция в соотношении фигур и 
пространства характерна также для иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, 
выполненных пером в великолепном манускрипте.
      В 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле 
д'Эсте, герцогине Мантуанской. Однако по неизвестным причинам эта поездка не 
состоялась.
      Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением 
продолжали считаться. В 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло, Козимо 
Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-