|
Бернстайн и с которым его часто сравнивали).
На фоне названных видов деятельности величайшим вкладом Бернстайна можно
считать музыкальное образование. Сначала в телесериале «Антология», а затем в
качестве звезды концертов Филармонического оркестра для молодежи он посвятил
миллионы зрителей в сложности «Пятой симфонии» Бетховена, джаза и оркестровки.
Музыканты, родившиеся в период резкого увеличения рождаемости (в первое
послевоенное десятилетие), охотно признают сегодня первоначальное музыкальное
воздействие на них телеуроков Бернстайна.
Его стремление учить часто перерастало в потребность проповедовать. Его
деятельность в защиту гражданских прав принесла практические результаты (он
нанимал представителей национальных меньшинств в свой оркестр) и плохую рекламу,
когда писатель Том Вулф назвал устроенную им для «черных пантер» светскую
вечерю «радикальным шиком». Его компания «Эмберсон продакшнс» записывала на
видео его выступления и лекции для широкого коммерческого распространения.
Такие видеопредставления обычно предварялись музыкальным анализом – Бернстайн
продолжил традицию своих концертов для детей, объясняя, «как» должно исполнять
каждое произведение. Он преподавал в Гарвардском университете (каждая лекция
сопровождалась, разумеется, раздачей книг и магнитных записей по ее теме) и
пытался при этом ответить на вопросы музыки, на которые нельзя ответить. Он
находил образные выражения, на которые переводил звуки.
В последние годы жизни он совершал длительные поездки в странны Востока,
Европы и Латинской Америки, разъясняя самым увлекательным образом молодым и
старым слушателям свое особое, американское видение музыки. Он принимал самое
активное участие в кампании против СПИДа и в борьбе с несколькими
республиканскими администрациями, считая, что они пытаются ввести цензуру.
Еврей Бернстайн дирижировал оркестром в Иерусалиме во время войны 1967 г. (что
было запечатлено в документальном фильме о победе в ней) и, по иронии судьбы,
исполнял «Оду радости» Бетховена в 1989 г. в почти полностью «свободном от
евреев» Берлине, когда рушилась Стена под хоровые выкрики «Свобода!».
Бернстайн никогда не отказывался сообщить миру с помощью умело
управляемых им средств массовой информации и музыкального материала – симфоний
и попмузыки, мелодий к спектаклям и фильмам, что или как он чувствовал. Он был
уверен: если он желает чтото сказать нам, то мы захотим это услышать. Хотя
коекто находил его послания слишком пламенными или поверхностными, большинство
собирались толпами, чтобы послушать его пророчества. Он не желал просто
дирижировать, просто сочинять или просто учить. Он желал, чтобы мы хотели,
чтобы он делал все это одновременно, с тем чтобы мы захотели чегото большего.
Бернстайн учил мир, что музыка – нечто большее, нежели просто ноты.
Кровью, потом и часто слезами он обратил орды не обладающих музыкальным слухом
неучей в страстных любителей музыки, преобразовав популярные театральные шоу в
арену полной значения общественной мысли и детское телевидение в забавную
оркестровую игру. Его долгое воздействие на искусство проистекает из его веры в
то, что убежденность, экспрессия и любовь необходимы для создания величайшей
музыки в этом «лучшем из возможных миров».
ИОСИФ ФЛАВИЙ
(37 – после 100)
В Римской империи та война называлась Иудейской. Правление Нерона пришло
в полный упадок, и евреиповстанцы, называвшиеся зилотами, почувствовали
слабость римлян и организовали мятеж, чтобы покончить с военной оккупацией
Иудеи. Последовавшая затем война привела к гибели сотен тысяч человек и
разрушению Второго храма в Иерусалиме войсками Тита, сына полководца Веспасиана
(вскоре коронованного императором). Официальная римская история того бурного
периода была записана одним из участников, еврейским полководцем и предателем
Иосифом бенМатфеем, взявшим латинскую фамилию в честь императорской семьи.
«История» Иосифа одно из самых ярких литературных произведений античности.
Хотя его исторический метод и точность оспаривались на протяжении столетий,
она остается самым важным описанием великого мятежа, который вместе с
восстанием БарКохбы в 135 г. положил конец еврейскому государству до его
возрождения в 1948 г. из пепла Холокоста.
Иосиф родился в семье с царскими корнями, глубоко изучил Тору и счел себя
знатоком неписаного закона; к мнению его прислушивались. В подростковом
возрасте он провел три года под опекой праведника, которым мог быть ессей –
член секты, исповедовавшей аскетическую жизнь в пустыне (подобно многим
персонажам историй об Иоанне Крестителе).
Во время посещения Рима в возрасте двадцати шести лет с целью добиться
освобождения нескольких иудейских священнослужителей Иосиф познакомился с
супругой Нерона. Очарованный Римом Иосиф добилсятаки освобождения узников. В
то время он проявил умение вести переговоры и выбираться из опасных положений,
которое позже спасет ему жизнь и поможет прославиться.
С началом в 66 г. Иудейской войны, Иосиф был назначен комендантом Галилеи.
Он приступил к строительству городских укреплений, готовясь к нападению римлян.
К сожалению, в бесполезной силовой игре евреи были заняты больше междоусобной
борьбой, нежели войной с Римом. Руководители Галилеи возмутились назначением
Иосифа иерусалимскими властями. Когда в 67 г. Веспасиан привел свои легионы,
евреи не были готовы к оказанию сопротивления безжалостным и профессиональным
римским воинам.
|
|