|
лет бурной деятельности Бернстайн приобрел такой авторитет и харизму, что после
его кончины в некрологах его вспоминали как некого монарха, как Джона
Фицджеральда Кеннеди от музыки. Для понимания его влияния необходимо
рассмотреть отдельно виды его деятельности.
Учась дирижерскому искусству у Фрица Рейнера и Сергея Кусевицкого
(великих евреев дирижеров Чикагского и Бостонского симфонических оркестров),
Бернстайн внезапно прославился в 1943 г., заменив заболевшего Бруно Вальтера
(еще одного великого дирижераеврея) – приглашенного дирижера НьюЙоркского
филармонического оркестра, концерт которого передавался по общенациональному
радио воскресным вечером. Бернстайну едва исполнилось двадцать пять.
Обстоятельства такого знаменательного события символичны для его карьеры.
После учебы в Гарвардском университете и аспирантуры у Рейнера в Музыкальном
институте Кертиса в Филадельфии в 1940 г. вооруженный рекомендациями Бернстайн
отважился явиться в Тэнглвуд, чтобы учиться дирижировать у Кусевицкого.
Тэнглвуд – летний приют Бостонского симфонического оркестра с 1936 г. открыл
Бернстайну – через Беркширский музыкальный центр – путь к славе. Скоро став
любимым учеником Кусевицкого, Бернстайн соединил в своем исполнении строгую
подготовку, полученную у Рейнера, с яркостью и эмоциональностью Кусевицкого. Он
получил место помощника дирижера НьюЙоркского филармонического оркестра под
опекой диктаторски настроенного Артура Родзинского.
Предложение стать помощником Родзинского явилось полной неожиданностью.
Оставив Тэнглвуд и покровительство Кусевицкого, Бернстайн получил работу за
двадцать пять долларов в неделю в издательстве попмузыки, записывая для
Родзинского джазовые импровизации и популярные аранжировки под псевдонимом
Ленни Янтарь (Бернстайн – на английском). Вскоре Родзинский вспомнил, что
присутствовал на репетиции Бернстайна в Тэнглвуде, и предложил ему место
помощника. Последовала неожиданная замена Вальтера, и завершился короткий путь
от университета до консерватории, от музыкального фестиваля до «Переулка
жестяных кастрюль» (район магазинов грампластинок и музыкальных издательств) и
до восходящего американского дирижера.
Всю жизнь Бернстайна отличала способность добиваться хороших должностей и
получать признание. Хорейшо Элджер, обеспечивший его прыжок к славе с помощью
общенационального радиовещания и аршинных заголовков на первых полосах газет,
убедил его в могуществе средств массовой информации, и он помнил об этом,
приступив к созданию своей легенды.
Бернстайн стал первым американским дирижером, получившим всемирное
признание и открывшим путь более поздним поколениям таких американских
маэстроевреев, как Леонард Слаткин, Джеймс Левин, Майкл Тилсон Томас и Леон
Боцтайн. В первые годы его популярность среди женщин собирала в концертных
залах юных поклонниц, жаждавших хотя бы прикоснуться к его одежде, пока он
после выступления добегал до своей машины.
Одновременно с восхождением в качестве звездыдирижера Бернстайн сочинял
музыкальные шоу и симфонические произведения. Во время Второй мировой войны он
воспользовался, как и многие другие, патриотическим интересом американцев к
отечественным творениям. Симфония «Иеремия» и балет «Беззаботные» (позже
поставленный на Бродвее в форме шоу под названием «В вихре светских
удовольствий») были написаны в тот же бурный период, когда он так славно
дебютировал с филармоническим оркестром. В те годы он поспевал везде.
В конце 1940х и в 1950е гг. Бернстайн предпринимал вдохновенные и
целеустремленные шаги по укреплению своего положения в американской музыке.
После волнующей, но финансово невыгодной работы музыкальным директором
НьюЙоркского симфонического оркестра он преподавал в Тэнглвуде и Университете
Брандеса и выступал приглашенным дирижером с ведущими оркестрами и оперными
театрами от НьюЙорка до Милана и ТельАвива. После еще одного удачного,
вдохновленного НьюЙорком мюзикла «Чудесный город» Бернстайн попробовал писать
музыку к фильмам и преуспел в фильме «В порту». Его атака на маккартизм в форме
оперетты «Кандид», написанной по пьесе Лиллиан Хелман, поначалу не принесла
кассовых сборов, потом стала культовой и, наконец, стала признанной классикой
саркастического остроумия и юмора.
В 1957 г. в сотрудничестве с великим хореографом Джеромом Роббинсом,
двадцатисемилетним лириком Стивеном Зондгеймом и автором «Цыганки» Артуром
Лоренсом он работал над произведением, которое навсегда преобразует музыкальный
театр, инсценировкой «Ромео и Джульетты» с перенесением действия на
«дьявольскую кухню» НьюЙорка – над уникальной «Вестсайдской историей». Этот
мюзикл отразил суть Бернстайна как творца, и именно по этому произведению мир
будет помнить его. В тридцать девять лет «Бродвейский Ленни» сочинил динамичное
лирическое шоу, в котором смешаны социальные комментарии, драматическое
движение в революционных балетных па Роббинса, возвышенные мелодии, дробленные
этнические ритмы и низкая комедия в противопоставлении высокому катарсису. На
следующий год он стал музыкальным директором Филармонического оркестра.
С этого поста в оркестре он ушел через двенадцать лет, чтобы стать его
увенчанным лаврами дирижером. Освободившись от административных обязанностей,
он получил возможность выступать в качестве приглашенного дирижера по всему
свету, преимущественно в Вене, Иерусалиме и Лондоне, но почти всегда выкраивал
время на сезоны в НьюЙорке. С течением времени его иступленная и атлетическая
манера дирижерства приносила все более прекрасные плоды. Он был первым
исполнителем многих произведений американских композиторов и привил постоянно
растущей аудитории особый вкус к музыке первого поистине гениального
американского композитора – Чарлза Айвса и к мировой скорби Густава Малера (еще
одного много страдавшего еврейского композитора и дирижера, которому поклонялся
|
|