Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Майкл Шапиро - 100 великих евреев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
исполнилось пять лет, его мать Гелла (Ракель) Пинкерле умерла в момент рождения 
его младшего брата. Вторая жена Жеремии была христианкой. Из желания то ли 
удовлетворить ее религиозные потребности, то ли выбраться из гетто в 1763 г. 
Жеремия попросил епископа Ченеды (которого звали Лоренцо да Понте) обратить в 
христианство своих трех детей от Геллы. По существовавшему тогда обычаю семья 
Конельяно взяла фамилию да Понте, а Эммануэле взял себе и имя епископа. Епископ 
приютил своего нового тезку и его двух братьев и записал юного Лоренцо в 
семинарию.
      К 1773 г. дитя гетто Эммануэле Конельяно стал священником Лоренцо да 
Понте. Но, даже будучи аббатом, да Понте никогда не выполнял обязанностей 
священника. Его темперамент (судя по описанию в его собственных ярких и 
причудливых «Мемуарах») вряд ли соответствовал обету безбрачия и целомудрия. 
Тем не менее он был уважаемым учителем в семинарии Тревизо, увлеченным 
современной литературой и древними языками. Его любовные похождения завершились 
тем, что он сделал ребенка замужней аристократке. Его радикальные политические 
взгляды в сочетании с распутным поведением обусловили его изгнание из Тревизо. 
Да Понте бежал в Венецию, где, как рассказывали, нашел пристанище в доме другой 
прекрасной дамы, потом в Горицию и за пределы Италии – в Дрезден (где научился 
у другого итальянца писать пьесы на музыку в виде опер).
      Наконец, в 1782 г., заручившись рекомендательным письмом к придворному 
композитору Антонио Сальери (о котором позже ходили слухи, будто он отравил 
Моцарта), да Понте прибыл в Вену в поисках работы. Австрийский двор сходил с 
ума по итальянской опере, и сладкоречивый да Понте получил место поэта при 
императорском театре. Он написал одно либретто для Сальери, а в доме 
евреяаристократа барона Вецлара познакомился с двадцатисемилетним Моцартом.
      Их первый совместный проект, примерно переведенный как «Одураченный муж», 
так и не воплотился. За семь лет до своей кончины Моцарт отличался идеальным 
вдохновением и отличной техникой. Ему требовалось нечто большее, нежели еще 
одна операбуфф с типичной для нее клоунадой и комическими трюками. Внимание же 
Моцарта и да Понте привлекла более революционная пьеса того времени – «Женитьба 
Фигаро» Пьера Бомарше. В ней рассказывалась истории развратного графа, 
пытавшегося изменить своей утонченной супруге со служанкой (собиравшейся замуж 
за его слугу). Присутствовали все элементы комической оперы, за несколькими 
исключениями. Речь шла о реальных людях. Они пели с истинным чувством. Порой 
были понастоящему напуганы. Они смеялись, неистовствовали, иногда исполняли 
арии с восхитительными словами, написанными на незабываемые мелодии, вызывавшие 
слезы.
      Либретто да Понте к «Дон Жуану» (на основе старой легенды «Каменный 
гость») и к игривой, но оригинальной «Так поступают все» обращены к иным 
драматическим и поэтическим заботам. «Дон Жуан» – бурная трагикомедия, 
рассказывающая о персонаже, похожем на Казанову и недалеко ушедшем от самого да 
Понте в недавнем прошлом. Подобно «Гамлету» и «Фаусту», она уникальна, 
неподвластна стереотипам или строгому анализу. Несмотря на свое черное сердце, 
Дон Жуан величествен в своей ужасающей элементарности. Напротив, «Так поступают 
все» пузырятся как шампанское, но немного горьковаты. То, что в них рассказано 
об отношениях между мужчинами и женщинами – как они обманывают друг друга, как 
лгут, проявляют страсть, познают и забывают любовь, полная выдумка да Понте.
      Итальянский язык да Понте просто сверкает в фонетическом возбуждении. Он 
был не только великим драматургом, но и первоклассным драматическим поэтом. Он 
давал моментальную характеристику персонажей и окружающей среды. Зрители 
втягиваются не только в действие, но и – что важнее – в мысли и эмоции тех, кто 
представляются живыми людьми. Несмотря на продолжительность этих произведений, 
в них нет повторов, лишних слов – только прекрасная экспрессия.
      За год до смерти Моцарта в 1790 г. австрийский император урезал поддержку 
художественного творчества изза увеличившихся расходов на войну с Турцией. Да 
Понте потерял работу, уехал в Триест, где познакомился с юной англичанкой по 
имени Нэнси Грал отправился вместе с ней в Париж, потом в Лондон (где 
тринадцать лет проработал с ныне забытыми композиторами) и в конце концов 
эмигрировал в Америку. У Лоренцо и Нэнси родились четверо детей. Престарелый 
иммигрант зарабатывал на содержание семьи преподаванием ряда европейских языков.
 Он умер в возрасте восьмидесяти девяти лет и был похоронен в Бруклине.
      
ДЖУЛИУС РОЗЕНВАЛЬД
      
      
(1862–1932)
      
      Благотворительная раздача предусмотрена иудейским законом. В древние 
времена бедные получали пожертвования. В индустриальный век крупные 
филантропические фонды были созданы состоятельными семьями для поддержки 
множества начинаний. Часто в партнерстве с правительством частная филантропия 
использовалась для оказания помощи бедным, образования масс, защиты 
преследуемых и излечения больных. Вся концепция столь масштабной частной 
филантропии со стороны деловых людей, а не аристократии, отражала новое явление,
 один из поистине благословенных плодов промышленной революции.
      После гражданской войны в Америке огромные состояния в бизнесе были 
сделаны евреями, которые иммигрировали из Германии и имена которых стали 
синонимами превращения Америки в мировую державу. Селигманы, Гуггенгеймы, Бахе, 
Куны, Лоэвы, Варбурги, Шпейеры, Шифы, Штраусы, Лехманы, Вергеймы, Голдманы, 
Сахсы и Розенвальды были основателями многих крупных финансовых учреждений и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-