|
всемирной деревней, когда такие предприниматели, как Сарнофф, нашли для всех
нас способ быстро общаться с помощью звука, а затем и видимой картинки.
Детство Сарноффа в царской России осталось далеко позади от служебных
апартаментов могущественного управляющего в «Радиосити» в НьюЙорке. Его отец,
бродячий маляр Авраам, эмигрировал в Америку в 1896 г. и через четыре года
вызвал к себе свою молодую семью. Дэвид рос в убожестве ньюйоркского района
Нижнего ИстСайда. Если не считать долгих часов, затраченных им в детстве в
России на изучение Талмуда по шесть дней в неделю, Сарнофф не получил почти
никакого образования. Отец был не в состоянии содержать семью, и примерно в
десятилетнем возрасте Дэвид уже зарабатывал на хлеб для семьи, продавая вразнос
газеты на идише. Сообразив, что можно заработать больше, если нанять других
продавцов и продавать газеты мелким торговцам, Сарнофф создал свою первую
прибыльную сеть.
В 1906 г. пятнадцатилетний паренек поступил на работу в телеграфную
компанию Маркони. Работая мальчиком на побегушках на великого изобретателя
беспроволочного телеграфа – самого Гульельмо Маркони, Сарнофф научился говорить
поанглийски почти без акцента, читать газетные заметки и разбираться в сложном
управлении компании и в работе ее оборудования.
Он был назначен управляющим станции Маркони в СиГейте на Бруклине, а
затем оператором телеграфного оборудования компании в универмаге «Уанамейкер»
на Манхэттене. В 1912 г. он был одним из немногих телеграфистов, принявших
сигнал бедствия с парохода «Олимпик», находившегося в 1400 милях в холодных
водах Северной Атлантики: «Пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Тонет
быстро». Двадцатиоднолетний юноша стал известен всей стране следующие семьдесят
два часа, поскольку передавал национальным газетам сообщения, которые получал с
имевших радио и находившихся в море спасательных судов. Президент Уильям Хоуард
Тафт отдал приказ о радиомолчании, чтобы Сарнофф мог вести прием без помех.
Конгресс и вся страна признали в результате этого кораблекрушения, что радио не
является просто научной диковиной, федеральным законом все крупные суда были
обязаны установить радиопередатчики. Возможность передать сигнал SOS стала
теперь необходимостью. Позже Сарнофф напомнит не без иронии, что гибель
«Титаника» выпятила значение радио и его самого.
РКА – детище компаний «Дженерал электрик», «Вестингауз», «АТ и Т» и
«Юнайтед фрут» – приобрела беспроволочный телеграф Маркони в 1919 г. Сарнофф
стал коммерческим директором РКА основал в 1926 г. ЭнБиСи и в 1930 г. стал
президентом этого конгломерата. В отличие от своего главного соперника Уильяма
Пейли из СиБиЭс, Сарнофф не обладал врожденным чутьем в выборе популярных
программ. Его общественная позиция заключалась в том, что он отдавал
предпочтение культурным программам и видел свою роль в защите общественного
блага, а не в получении прибылей. Обладая тонким вкусом, Сарнофф населил свои
радиошоу величайшими знаменитостями, многие из которых были украдены Пейли
незадолго до появления телевидения. Сарнофф также опережал Пейли в разработке
необходимого оборудования для демонстрации шоу, которые они оба ставили.
СиБиЭс так и не удалось наладить производство собственных телевизоров. На
протяжении долгих лет РКА Сарноффа оставалась жемчужиной среди электронных
компаний и служила образцом для «Сони» и «Мицубиси».
Концерты Тосканини (передававшиеся сначала по радио, а затем и по
телевидению) не только впервые приучили миллионы американцев к классической
музыке, но и спасли сети от правительственного контроля во времена президента
Франклина Д. Рузвельта. РКА также использовала концерты для продажи пластинок
Тосканини – один из самых первых и удивительных примеров перекрестных продаж в
индустрии развлечений.
Подобно многим титанам промышленности Сарнофф активно участвовал в
правительственных и филантропических делах. Во время Второй мировой войны
Рузвельт присвоил ему звание бригадного генерала в армии резерва США, и всю
оставшуюся жизнь его называли Генералом. Воинское звание было ему вполне впору.
В отличие от Пейли, пытавшегося прикрыть свои еврейские корни показной
светскостью, Сарнофф ощетинивался при малейшем проявлении антисемитизма и давал
ясно понять, кто он и откуда (в том числе в разговоре с Никитой Хрущевым).
ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ
(1749–1838)
Либреттист Моцарта Лоренцо да Понте родился с именем Эммануэле Конельяно
в гетто городка Ченеда (ныне ВитториоВенето) близ Венеции. Немногим известно,
что да Понте был евреем, поскольку большую часть своей жизни он щеголял по
Европе под видом священника (притом весьма любвеобильного) и поскольку большее
внимание все еще привлекает история жизни Моцарта. Друг пользовавшегося дурной
репутацией Казановы, аббат Да Понте написал три величайших либретто в истории
оперы, положенные на музыку Моцарта: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так
поступают все». До появления в конце XIX в. блестящих инсценировок
шекспировских пьес «Отелло» «Виндзорские проказницы» («Фальстаф»), написанных
для Верди композиторомлибреттистом Арриго Бойто, музыкальные комедии да Понте
были вершиной музыкального театра. Важно понять другое: без сотрудничества с да
Понте Моцарт не написал бы музыки, которая обнажила человеческие чувства до
такой степени, которая не доступна была до него никому.
В прошлом да Понте ничего, что предвещало его удивительную жизнь и
литературный успех. Отец Эммануэле Жеремия был торговцем кожи. Когда Эммануэле
|
|