|
задании), вызвано верой в то, что общество полностью распалось, или оправдано
субъектом, лишенным общения и сочувствия других людей.
После изучения права, философии, антропологии и социальной науки Дюркгейм
сделал весьма удачную карьеру на ниве образования. Подобно многим видным
деятелям эпохи, он посещал «Эколь Нормаль» (годом позже великого еврейского
философа Анри Бергсона). Проработав с 1882 по 1887 г. в средних школах (во
Франции того времени таково было предварительное условие для получения места в
высшей учебном заведении), Дюркгейм начал преподавать первый университетский
курс социальной науки в университете Бордо. В 1896 г. университет учредил для
него первую должность профессора и университетскую кафедру для нового предмета
– социологии. В 1902 г. Дюркгейм переехал в Париж на преподавательскую работу в
Сорбоннском университете, где и провел всю оставшуюся жизнь.
Поражение Франции в войне с Германией 1870 г., дело Дрейфуса и Первая
мировая война определили философские взгляды Дюркгейма и направление его работы.
Падение Второй империи в 1870 г. и становление Третьей республики во Франции
обусловили значительные общественные перемены. Дело Дрейфуса в 1890х гг.
раскололо французскую интеллигенцию на два воюющих лагеря. Лицо частное и
занятое наукой, Дюркгейм публично и твердо поддержал Дрейфуса и поплатился за
это: его уроки срывались, его жизни угрожали. Позже раскол мира, который он
увидел в траншеях Первой мировой войны, ошеломил его и приблизил кончину.
БЕТТИ ФРИДАН
(1921–2006)
Бетти Наоми Гольдштейн, дочь Гарри и Мириам (Горовиц) Гольдштейнов,
родившаяся в Пеории, штате Иллинойс, получившая образование в колледже Смита,
сочетавшаяся браком в 1947 г. с Карлом Фриданом, мать троих детей, разведшаяся
в 1969 г., общественная деятельница, популярная писательница, профессор,
основательница Национальной организации женщин (НОЖ), Национального женского
политического совещания и Первого женского банка, исследовательница,
журналистка, член Демократической партии, клинический психолог – Бетти Фридан
была самой влиятельной феминистской послевоенной эпохи. Мэрилин Френч и другие
называли ее инициаторшей «новой волны» феминизма. Труды лекции Фридан, в том
числе весьма популярные книги «Женская мистика» и «Второе поприще»,
синтезировали взгляды женщин на значение равенства и на способ достижения
женщинами права на выбор не только касательно детей, но и в отношении жизни и
работы. На протяжении более чем двадцати лет, начиная с начала 60х гг., Фридан
была талантливым оратором, добивавшимся разумных обсуждений и решений и не
довольствовавшимся догмами.
Первый натиск борьбы за равные права женщин завершился в 1920 г.
предоставлением им права голоса. Несмотря на заявления Эммы Гольдман о том, что
право голоса не решит всех проблем женщин, до Второй мировой войны американское
женское движение приостановило борьбу (хотя поправка к конституции о
равноправии женщин и мужчин была впервые внесена в конгресс в 1923 г.).
Огромные усилия за доступ к избирательной урне вымотали активисток движения и
дали им ложное ощущение безопасности.
Когда через два десятилетия закончилась Вторая мировая война, четыре
миллиона женщин вынуждены были уступить свои рабочие места демобилизованным
солдатам. Женщинам опять указали, что их место на кухне. Кончилось их право на
труд в деле строительства и защиты родины. Мужчины должны зарабатывать хлеб для
семьи. Парни нуждались в теплом доме, в который они могли возвращаться каждый
вечер. По иронии судьбы американские солдаты переняли некоторые подходы к
женщинам (Kinder, Kuche, Kirche – дети, кухня, церковь) у нацистов, которых они
победили.
Современное движение за освобождение женщин началось не в 1960х гг., как
считают многие, а постепенно уже в первые послевоенные годы. Небольшие группы
женщин развернули процесс повышения сознательности и изучения истории
феминистского движения. Опубликованная Бетти Фридан в 1963 г. «Женская мистика»
отразила вызванные этим процессом беспокойства и положила начало всемирному
движению за права не только женщин, но и права человека вообще.
Историк феминистского движения Жинет Кастро отмечала, что «Женская
мистика» возникла из желания доказать, что можно сочетать работу и ведение
домашнего хозяйства. Определив «не имеющую названия проблему», Фридан
утверждала, что американские женщины устали и заскучали от жизни без иных
интересов, кроме домашнего хозяйства и воспитания детей. Фридан потеряла работу
журналиста только потому, что подала заявление на отпуск по беременности и
родам. Она заметила, что журналы, в которых она сотрудничала, пренебрегали
рассказами о реальной жизни женщин, отдавая предпочтение фантазиям о
«счастливых и героических домашних хозяйках». Именно миф о домашней жене она и
назвала женской мистикой.
Кастро подметила, что главной задачей своей книги Фридан считала
развенчание этой «новой религии женского пола». Женщины были не особыми
богинями «Жена – Мать», а жертвами системы, построенной для их порабощения.
Единственную индивидуальность жертв «синдрома домашней хозяйки» можно найти в
тех объектах (вещах и детях), которые у них есть. «Заключенные в уютном
концлагере», они «утратили» свое «я», Некоторые женщины, гордившиеся ролью
домашней хозяйки, глубоко возмущались подобными определениями Фридан, но книга
вызвала отклик во многих женских душах и разбудила целое поколение.
|
|