|
произведений и всегда новую музыку, сочиненную исполнителем, реже интерпретацию
какойлибо работы старого мастера. Когда в возрасте двадцати шести лет
Мендельсон взялся за устройство концертов в Гевандхаузе («Доме одежды») в
Лейпциге, он навсегда изменил порядок их составления. Предлагались сочинения
полностью, приглашались известные солисты (такие, как Лист и русский Антон
Рубинштейн) и глубоко почитались великие мастера.
Дирижер Мендельсон также сформировал оркестр Гевандхауза в единое целое,
игравшее в унисон только под его руководством, как один исполнительский орган,
а не несколько. Он стал первым современным дирижером. До Мендельсона
дирижерство ограничивалось равнением на первую скрипку. Мендельсон использовал
движение руки для того, чтобы задавать ритм, вызывать динамическую реакцию
исполнителей и руководить, таким образом, оркестром.
Он также организовал Лейпцигскую консерваторию – первую большую
музыкальную академию. В ней преподавали тонкие мастера, в том числе бессмертный
композитор Роберт Шуман и его супруга – великолепная пианистка Клара Шуман.
Мендельсон много путешествовал, описывая посещения любимых для него мест в
романтических произведениях. Его симфонии «Шотландская» и «Итальянская» и
увертюра «Фингалова пещера» вызывают в памяти интересную географию и культуру
Европы. Эти сочинения были первыми примерами своеобразной националистической
музыки, которая будет преобладать во многих обретавших независимость странах
континента.
Кроме того, Мендельсон отстаивал музыку таких своих современников, как
Шопен, Лист и его близкий друг Шуман. Мендельсон также писал много музыки для
пьес, поднимая второстепенное до уровня существенного. Следуя примеру Баха и
Генделя, он сочинял оратории на библейские сюжеты. Его «Илия» и «Святой Павел»
вызвали такой восторг, особенно в Англии, что почти моментально возникли
десятки ораториальных обществ и местные общины соперничали в почти религиозном
распевании его музыки. Оратория XIX в., выросшая в конечном итоге из
произведений Мендельсона, Баха и Генделя, господствовала в музыкальном
творчестве эпохи королевы Виктории.
Религиозная жизнь Мендельсона символична для немецкого еврея XIX в. Внук
самого великого еврейского философа после Маймонида и Спинозы, Феликс обратился
в семилетнем возрасте в лютеранскую церковь. Позже отец заставил его прибавить
христианскую фамилию Бартольди к фамилии Мендельсон в качестве признака
ассимиляции. Хотя многие его сочинения носят фамилии МендельсонБартольди и сам
он считал себя протестантом, еврейское наследие никогда не забывалось.
Мендельсон видел в христианстве логическое продолжение своего иудаизма. Больше
того, в Берлине злобствовал антисемитизм, и, несмотря на то, что прусские
законы предоставляли евреям гражданские свободы, большее признание и равенство
давало обращение. Ассимиляция и богатство открывали перед Мендельсоном многие
двери. Неудовлетворенный тем не менее легкой буржуазной жизнью, он лихорадочно
добивался поразительного успеха и влияния во многих областях. Несмотря на
счастливый брак с дочерью кальвинистского пастора, которая родила ему пятерых
детей, Мендельсон был страшно расстроен смертью своей любимой сестры Фанни.
Последовало несколько ударов, и в возрасте тридцати восьми лет он умер самым
известным музыкантом Европы.
ЛУИС Б. МЕИР
(1885–1957)
Цукор, Лаэмле, Голдвин, Кон, Талберг, Лоев, Фокс, Ласки, Шенк, Меир – вот
имена некоторых евреев, создававших американскую кинопромышленность. Из них
наибольшее влияние на культуру США и мира оказал Луис Б. Меир, директор
жемчужины киностудий – «МетроГолдвинМеир» (МГМ).
Энергичный во всех своих начинаниях, патриот до мозга костей, хороший
отец, неумеренный в своих страстях – в любви и ненависти, Меир руководил
студией, как большой семьей, в которой он был безумно любящим, властным и
вездесущим Большим Папой.
Родившись в России и не зная точно своего дня рождения (подобно многим
переселенцам из Восточной Европы), Меир отмечал ежегодно 4 июля как свой
главный праздник. Поддерживая позиции правого крыла республиканской партии и
таких его представителей, как Уильям Рэндолф Херст и сенатор Джозеф Маккарти,
Меир подготовил политическую сцену в Голливуде 1950х гг. для составления
черных списков подозреваемых в сочувствии коммунистам.
Крайние взгляды Меира обусловили мировоззрение, согласно которому мужчины
и женщины либо идеализировались и поднимались на головокружительную высоту,
подобно его суперзвезде Грете Гарбо, либо представали простецкими жителями
заштатного американского городка вроде юного Мики Руни. «Л.Б.» – как, любя,
называли Меира в МГМ – потерял мать в раннем возрасте. Поговаривали, что его
стремление изображать в своих фильмах чувствительных и заботливых мамаш
объяснялось смертью Сары Меир как раз в момент, когда он больше всего нуждался
в ней. По словам Нейла Габлера, еврейские иммигранты, возглавившие крупные
студии, не только «изобрели Голливуд». Еще до пропаганды «семейных ценностей»
политики нового поколения через фильмы МГМ помогли создать утопический образ
домашнего очага в американской национальной психологии.
Меир был скромного происхождения. Его отец Якоб торговал металлоломом в
маленьком городке в канадской провинции НьюБрансуик. Когда ему еще не было и
двадцати лет, Л.Б. в поисках счастья переехал из Канады в Бостон. В
|
|