|
Преемники Баала Шема Това – Дов Баер и раввин Нахман из Братиславы внесли
заметный вклад в дело расширения политического значения цадика, называвшегося
также «ребе», чьи духовные ценности служили образцом для его общины, и
носителем святых даров.
После смерти Баала Шем Това восточноевропейские евреи раскололись на
долгие годы на приверженцев его экстатических идеалов и его более традиционных
оппонентов во главе с Виленским Гаоном. Хасиды прозвали его последователей
митнагдим – противниками их собственной радости. Еврейское Средневековье
завершилось конфликтом между хасидами и митнагдим, ставшим позже относительно
бессмысленным на фоне светского еврейского Просвещения, или Гаскалы. Хасиды еще
больше сосредоточились на изучении Талмуда. Это сблизило их с главным обычаем и
отдалило от восторгов Бешты. Помимо его физического присутствия с курительной
трубкой в зубах требовалась еще и определенная структура.
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН
(1809–1847)
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон, внук мудреца немецкого Просвещения Мозеса
Мендельсона, был одним из самых одаренных и влиятельных музыкантов XIX в.
Чудоребенок, пианиствиртуоз, дирижерноватор и передовой администратор,
сочинитель романтической музыки большой классической красоты и сдержанности,
Мендельсон за короткое время внес заметные изменения в то, как музыка
сочиняется, исполняется и слушается. Жизнь Мендельсона также символизировала
подъем еврея XIX в. после столетий подавления и вырождения на самый
просвещенный уровень выразительности.
Подобно своему деду Феликс постоянно стремился просвещать, высказываться
с максимальной ясностью. Хотя его музыка часто имела литературные и
географические ссылки (в согласии с романтическим движением), она отличалась
большим вниманием к классической форме. Его Концерт для скрипки – прекраснейшее
произведение подобного рода, превосходный пример слияния классического и
романтического. Мендельсона по праву сравнивали с великим немецким поэтом Гете
за уникальное сочетание классики и романтизма. Хотя мы слышим в его музыке
отзвуки Баха, Генделя, Моцарта и Бетховена, Мендельсон сам послужил образцом
для многих более поздних композиторов, том числе для Вагнера, Брамса, Дворжака
и Малера.
Феликс родился в довольно состоятельной и влиятельной семье. Его отец
Абрахам был северонемецким банкиром, который обеспечил семью роскошным домом,
обогатившимся музыкальным творчеством его сыновей. Две сестры и брат Феликса
были талантливыми музыкантами, участвовавшими в семейных музыкальных вечерах,
которые часто организовывал их братвундеркинд. В частности, его сестра Фанни
была превосходной пианисткой и композитором, а также пожизненным доверенным
лицом знаменитого брата.
Феликс Мендельсон был, вероятно, величайшим вундеркиндом в истории музыки
(даже более великим, чем Моцарт). Как и у Моцарта, у него была играющая сестра,
которая помогала его развитию и озвучивала его идеи. Подобно Моцарту он с
раннего возраста был знаком с выдающимися литераторами, художниками и
музыкантами: Гете, философом Гегелем, композиторамипианистами Муцио Клементи,
Игнацем Мошелесом и Джоном Филдом. Знаменитый немецкий поэт Гете побудил
Феликса сочетать классическую формальную схему с чисто аристократической
выразительностью.
Приглашая за плату в дом большие группы музыкантов для прослушивания
юного Мендельсона, его отец помог Феликсу созреть значительно раньше, чем это
было у обычных и даже великих композиторов. За серией струнных симфоний,
сочиненных им в подростковом возрасте, последовали написанные соответственно в
шестнадцать и семнадцать лет большая камерная работа «Октет» и увертюра к пьесе
Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Октет» и увертюра столь гармоничны и мелодичны,
что почти невозможно поверить в то, что их сочинил совсем юный автор.
Примечательно и то, что во время их сочинения в Вене еще был жив Бетховен,
творивший свои последние произведения. Находясь в более благоприятном
материальном положении, Мендельсон – еще до Берлиоза и Шумана, Вагнера и Листа
– подготовил музыкальную сцену для восхода романтической музыки. Хотя он и
испытывал влияние Бетховена при использовании оркестра и формальных построений,
Мендельсон вернул музыкальной палитре живость и легкость. «Буря и натиск»
Гайдна и Бетховена уступили место более пасторальному подходу. Музыка
Мендельсона значительно более утешительная и успокоительная благодаря своей
непринужденности и легкому изяществу.
В Берлинской певческой академии юный Феликс прошел испытание не только
Бетховеном, но и более старой музыкой, главным образом Иоганна Себастьяна Баха.
Последний не был тогда широко известен, разве что самым образованным музыкантам.
Влияние богатых многослойных композиций Баха обогатили свободное использование
контрапункта в быстро развивавшемся стиле Мендельсона.
Важным результатом явилось возобновление Мендельсоном шедевра Баха
«Страсти по Матфею» в 1829 г. Первое исполнение этой оратории после смерти Баха
за семьдесят девять лет до того навсегда укрепило репутацию великого
композитора барокко и положило реальное начало осведомленности и вниманию к
музыке, написанной ранее.
Во времена Мендельсона концерты обычно составлялись из разнообразных
программ, включавших короткие легкие пьесы, отдельные части более крупных
|
|