|
боролась с бесправием женщин в управлявшихся мужчинами средиземноморских
странах и внедрила социальные программы для престарелых, неимущих, немощных,
безработных.
В середине 1950х гг. по требованию БенГуриона она изменила свою фамилию
на более благозвучную с еврейской точки зрения – Меир. Она не оченьто
оглядывалась на свою прошлую жизнь в России (разве что с горечью) и в США
(всегда с благодарностью). Израиль стал ее родиной с первых же дней жизни в
кибуце.
Во время Синайской кампании 1956 г. она была назначена министром
иностранных дел. Защита ею Израиля в ООН во время кризиса получила широкое
освещение в прессе по всему свету. В тот же период она разработала программы
технического и экономического содействия развивающимся странам Африки.
В 1966 г. она ушла из правительства, чтобы посвятить себя внукам. Ей было
почти семьдесят лет, и она устала от государственной службы и политики. В конце
1960х гг. она оставалась на виду, убеждая еврейские общины Америки оказать
поддержку Израилю и доказывая его приверженность миру, а не войне. Египетский
лидер Насер не внял ее призывам к миру, и в 1967 г. разразилась Шестидневная
война. Под энергичным командованием Моше Даяна израильские войска нанесли
поражение арабам, Иерусалим был объединен под израильским правлением, и были
укреплены израильские позиции на Синайском полуострове, в секторе Газа и на
Голанских высотах.
После внезапной смерти мудрого Эшкола в 1969 г. правящая Партия труда
(Авода) обратилась к своему генеральному секретарю Голде. Уставшая от работы в
правительстве и уже больная лейкемией, от которой она умрет через девять лет,
Голда стала первой женщиной – премьерминистром Израиля.
Годы, остававшиеся до очередной арабскоизраильской войны 1973 г., были
использованы для увеличения армии и перевооружения ее более современным оружием,
а также для постоянных поисков путей установления более длительного мира.
Летом 1973 г. разведка доносила о наращивании арабских войск на границах и
отзыве советских советников из Сирии. Голда собиралась привести армию в боевую
готовность, но не сделала этого по настоянию своего кабинета. И горько пожалела,
что не послушалась собственной интуиции, ибо вскоре, в светлейший праздник в
еврейском календаре – ЙомКипур войска Анвара Садата прорвали считавшуюся
неприступной линию БарЛев в Суэце и поставили под угрозу само существование
израильского государства. Страна была спасена благодаря массированным
американским поставкам и героической гибели в боях 2500 израильтян.
Голда была наказана соотечественниками за слишком позднюю реакцию на
арабскую угрозу и за слишком быстрое окончание войны до достижения
окончательной победы. Через год после войны она уйдет в отставку, устав от
постоянной борьбы. Но ее инстинктивное желание спасти человеческие жизни и
установить мир принесет плоды три года спустя, когда Садат посетит Израиль в
поисках мира.
Когда рак отнял ее жизнь в 1978 г., мир поминал Голду Меир как защитницу
своего народа и образец для женщин и мужчин повсеместно. Народ призывал ее к
руководству в трудные времена. Сначала в качестве первопроходца, затем в
качестве борца за социальную справедливость она олицетворяла лучшие качества
евреев. Подобно библейской пророчице Деборе, Голда показала всем женщинам
пример, как вести армию сильных бойцов на защиту родины, никогда не забывая о
собственной человечности и всегда указывая путь к длительному спокойствию.
ВИЛЕНСКИЙ ГАОН
(1720–1797)
Элиягу бен Соломон Зальман, известный как Виленский Гаон (или Гений из
Вильно2), был, вне сомнения, величайшим мыслителем в долгой истории еврейских
мудрецов. Раввинские ученые наших дней сравнивают его мыслительные способности
с оперативной памятью современных компьютеров.
Несомненно его влияние на развитие еврейской философской и религиозной
мысли, но ничтожно его воздействие на нееврейский мир. Почему тогда духовное
лицо из запертого гетто включено список самых влиятельных евреев в мировой
истории? Вильнюсский мудрец – последний из великих раввинов так называемого
героического века. Вместе со своими современниками – светским философом
немецкого Просвещения Мозесом Мендельсоном и основателем экстатического
хасидизма Исраэлем Баалом Шем Товом Виленский Гаон представляет третье
направление развития иудаизма той эпохи, кульминационный пункт раввинского
изучения Торы и ее догм. Эти три великих мыслителя сформировали современный
иудаизм на рассвете индустриальной эры и сделали эту религию такой, какой она
является сегодня.
Он был одним из необыкновенно одаренных людей в еврейской истории. Как
известно, он начал увлеченно изучать Талмуд – комментарии к закону Моисееву в
шесть лет и годом позже уже выступал с лекциями по правовым и нравственным
положениям в главной синагоге Вильно. В восемнадцать лет он женился на богатой
женщине, родившей ему трех сыновей и обеспечившей ему уют, чтобы он мог не
зарабатывать себе на пропитание, а только изучать Талмуд по восемнадцать часов
в сутки день за днем и год за годом вплоть до своей смерти на семьдесят восьмом
году. Он никогда не занимал никаких официальных постов. В этом не было нужды, и
он только изучал, писал и провозглашал. Он стал бесспорным лидером
восточноевропейских традиционных иудеев.
|
|