Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Майкл Шапиро - 100 великих евреев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
скоростью света, чтобы прорваться в дальний космос.
      Настоящий обзор не претендует на роль справочника. Жизнь большинства из 
100 самых выдающихся евреев описана в энциклопедиях и научных биографиях. В 
книге эти 100 евреев рассматриваются и оцениваются по степени их влияния на 
весь мир, а не только на евреев. Не все 100 евреев были великими и безупречными,
 но все они нарушали заветы или вели общество к тому, что они считали 
праведностью, стараясь улучшить жизнь не только для себя, но и для всех чад 
Божьих.
      
МОИСЕЙ
      
      
(XIII век до н.э.) (По другим источникам: 1570–1456 до н.э.)
      
      Прежде он был египетским принцем, после убийцей, парией, пастухом, 
освободителем рабов, воспреемником заповедей Божьих, судьей, завоевателем, 
пророком. Спасенный из Нила, он был воспитан сестрой (дочерью по Библии. – Прим.
 ред.) фараона и вскормлен израильтянкой (своей родной матерью). Только раб, 
воспитанный как принц крови, мог иметь смелость и знания, необходимые для того, 
чтобы возглавить триумфальное восстание рабов. Бегство евреев из Египта было, 
как ни удивительно, единственным в античные времена удачным восстанием 
порабощенного народа. Исключительное событие в истории – Исход – превратило 
язычников в силу, которая навсегда изменила жизнь на Земле.
      Исход в большей степени, нежели Сотворение мира, выделил еврейский народ. 
Законы, данные Богом в пустыне непосредственно Моисею, стали известны как 
синайский Завет, основой которого явились Десять заповедей, или Десятисловие. 
Простое правосудие и уважение жизни были установлены в Синае как факторы, 
управляющие человечеством.
      На древнеегипетском языке имя Моисей, или Мошех, означает «рожденный» или 
«рожден». Древнееврейское слово masheh переводится как «вытащенный из». Каким 
бы ни было происхождение его имени (которое, похоже, сочетает черты 
древнеегипетской и древнееврейской культур), история жизни Моисея доминирует в 
Библии. Он был самым образцовым из древнееврейских пророков и самым влиятельным 
евреем за всю историю. Благодаря этому образу или реальному человеку были 
внесены в человеческую жизнь забота о попранных людях, идеализм, надежда, 
система законов, позволявшая выживать людям первоначально в пустыне на 
протяжении сорока лет, а потом и в больших каменных и мраморных дворцах. С 
помощью Моисея Бог направлял человечество. Однако он был косноязычным и 
полагался на своего красноречивого брата Аарона.
      «Я есмь Сущий», – объявил Бог Моисею. Бог Моисея и израильтян был един . 
Моисей, однако, был человеком со свойственными людям недостатками, но отнюдь не 
какимто второстепенным божеством (в отличие от фараонов и римских императоров, 
мнивших себя богами). Монотеизм, или вера в Единого Бога, навсегда вытеснил 
примитивное поклонение богам и в облике животных. Каждый человек должен познать 
Бога на личном опыте. Бога можно постигнуть только абстрактно, а не с помощью 
идолов. В отличие от скульптурных изображений египетских богов Бог Моисея – это 
всегда Бог жизни, утверждения, существования, того, что есть, И того, что будет.
 Обозначающее Бога древнееврейское слово YHWH означает «быть».
      Пророк Господа и политический лидер Моисей остается живым символом 
праведной борьбы против гонений. В наше время библейский призыв «Отпусти народ 
Мой!» стал боевым кличем американского движения за гражданские права, а позже 
был озвучен советскими отказниками.
      Моисей постоянно боролся с несправедливостью. Еще будучи молодым 
египетским вельможей, он убил жестокого надсмотрщика и похоронил его в 
неглубокой могиле. Как вельможа, он мог просто приказать надсмотрщику 
прекратить издевательство над рабом. Но Моисей зарубил его. Как если бы желал 
собственного разоблачения как самозванца. Он также прекратил драку двух евреев, 
защитил свой будущую жену и ее сестер от мародерствовавших пастухов и возглавил 
восстание против огромного деспотического государства.
      Каждый его поступок имел большое символическое значение. После убийства 
надсмотрщика Моисей бежал в пустыню, женился на Сепфоре, дочери мудрого шейха 
Иофора, и очистил свою душу от египетских обычаев. Моисей знал, что убил 
надсмотрщика в приступе ярости, вызванном ненавистью к египетской тирании. 
Рабство и поклонение животным делали жизнь евреев в Египте отвратительной. 
Жизнь любого человека, будь то раб или фараон, должна быть неприкосновенной. 
Бог послал Моисея освободить рабов, с тем чтобы они могли молиться ему.
      Когда Моисей умолял фараона отпустить израильтян, сердце властителя 
оставалось каменным, несмотря на страшные бедствия, обрушившиеся на его народ, 
и его молчаливый отказ стал причиной эпидемий чумы, несших смерть на землю 
Египта. Хотя чума и гибель египетских воинов на боевых колесницах в Красном 
море воспринимаются сегодня как небылицы или эпизод из Священного Писания, 
однако эти события носят исторический характер. Египтяне действительно топили 
еврейских детей в Ниле, пытаясь таким порочным образом контролировать рост 
численности рабов. Красное же море было на самом деле морем камыша, трясиной, в 
которой с легкостью увязали колесницы.
      Раввины более поздних поколений учили людей, соблюдавших религиозные 
ритуалы, не радоваться подобным чудесам. Исход скорее преподал урок 
сострадания: не ненавидьте египтян, поскольку когдато вы были чужими на их 
земле. Пролитые во время празднования еврейской Пасхи капли вина напоминают 
праведным евреям, что их радость от спасения уменьшается – чаша счастья не 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-