|
М. Лисянский, Е. Долматовский, М. Матусовский и т. д.
В истории не только российского, но и мирового театра почетные места
занимают режиссер Всеволод Мейерхольд (репрессирован и расстрелян в 1940 г.) и
не менее известный актер Соломон Михоэлс (по официальной версии, попал в
автокатастрофу в 1948 г.).
Особенно много евреев всегда работали в кинематографе. Вспомним лишь
некоторых из огромного ряда выдающихся советских кинорежиссеров: Сергей
Эйзенштейн, Александр Зархи, Роман Кармен, Григорий Козинцев, Михаил Ромм,
Фридрих Эрмлер, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Иосиф Хейфиц, Михаил Швейцер,
Савва Кулиш, Александр Митта…
Среди художниковживописцев евреев относительно немного (сказывается
влияние религиозной традиции), но чего стоит одно только имя великого Исаака
Левитана – непревзойденного певца русской природы. Зато в музыкальной культуре
России (композиторы, исполнители, певцы, преподаватели музыки) процент евреев
достигает своего максимума, а многих российских евреевмузыкантов хорошо знают
во всем мире.
Правда, по прогнозу известного социолога Р. Рыбкиной, к 2010–2020 гг.
количество евреев в России может резко сократиться: изза ассимиляции, незнания
языка (до 95% российских евреев сегодня не знают идиша и иврита), а также
отъезда евреев в Израиль, США или в ФРГ. Но ответ, данный российскими евреями
на вопрос: «Как вы считаете, евреи, проживающие в России, должны уехать в
Израиль или должны остаться?» – все же обнадеживает. Значительная часть
респондентов (42%) ответили, что евреи должны жить в России, сохраняя свою
национальную специфику.
Трудно уже представить себе Россию без Иосифа Кобзона и знаменитого
альтиста Юрия Башмета, без Андрея Макаревича с его «Машиной времени» и чемпиона
мира по шахматам Гарри Каспарова, без Ефима Шифрина и главного режиссера театра
«Современник» Галины Волчек.
Будем надеяться, что еще долгие годы самые знаменитые евреи россияне –
ученые, артисты, музыканты, писатели – будут продолжать трудиться на поприще
российской науки и культуры.
ВСТУПЛЕНИЕ
Начиная с Авраама и кончая гибелью Симона БарКохбы во время трагического
восстания против римлян в 135 г. н.э., еврейский народ оказывал на мировую
цивилизацию более глубокое и длительное влияние, чем какаялибо иная древняя
культура. Разумеется, богатства человечеству добавили и другие народы:
вавилонская форма правления, китайские изобретения, египетская архитектура,
греческие философия, литература и демократия; индусский мистицизм и римская
государственность – все они внесли большой вклад в историю.
И всетаки именно еврейский народ дал миру Моисея и Иисуса из Назарета и
вдохновил пророка ислама. «Услышь, о Израиль, Господь – наш Бог, Господь един»
– эти слова, впервые произнесенные в почти безжизненной пустыне, расцвели в
религиях многих миллионов людей.
После того как римляне жестоко расправились с БарКохбой и его
соратниками, уцелевшие были проданы в рабство или рассеяны по империи. Если
исключить расцвет иудаизма в доинквизиторской Испании, вплоть до времени Баруха
Спинозы в семнадцатом веке ни одному еврею не удалось оставить след в западной
цивилизации. Почти шестнадцать веков евреи жили затворниками и едва ухитрялись
выжить. Евреи почти не были замечены ни во времена итальянского Возрождения, ни
в эпоху королевы Елизаветы. Тем не менее в указанные столетия изоляции и
диаспоры целый ряд талантливых раввинов и людей, соблюдавших религиозные
ритуалы, сохранили иудаизм и еврейскую культуру.
Только после того, как лидеры вроде Мозеса Мендельсона и Ротшильдов
вывели свой народ (с помощью Наполеона) из гетто, уготованных ему судьбой в
Европе, евреи снова начали участвовать в развитии мирового сообщества. Период с
эпохи Просвещения в конце XVIII в. и по настоящее время стал третьим величайшим
этапом в истории еврейской культуры.
В настоящей книге дается оценка 100 самым влиятельным евреям всех времен.
Каждый из них в своей области деятельности оказал особое воздействие на
человечество. Они изменили наш образ жизни и наше мышление. Даже те немногие из
них, кто повлиял на умы и души, исключительно важны для нас своим определенным
присутствием в еврейской самобытности.
Коекто из 100 великих евреев видоизменил свой иудаизм в нечто новое.
Савл из Тарсы стал Павлом, учеником человека, которого он называл еврейским
Мессией. Спиноза обратился к логике и тем самым полностью освободился от
иудаизма. Карл Маркс навязал почти библейский смысл истории, дабы доказать
императив своего политического идеала. Вопрос о том, послужили ли их усилия
улучшению жизни, всегда будет вызывать споры и дискуссии.
Другим источником дебатов служит относительное значение различных сфер
деятельности человека. Библейские персонажи необязательно оказываются
влиятельнее некоторых современных людей. И развлечение не всегда менее важно
для человечества, нежели религия или наука.
Некоторые из 100 евреев имели то преимущество, что выработали свое
уникальное влияние на протяжении тысячелетий. Груз веков отдает, похоже,
предпочтение древним перед современниками. Однако было бы несправедливо умалять
свершения Альберта Эйнштейна только потому, что царь Давид жил за три
тысячелетия до него. Эйнштейн сохранит свое влияние и в новом тысячелетии,
когда человечество, возможно, пострадает от ядерного пожара или овладеет
|
|