|
желанию Валида, построил пышное здание мечети, которую называют
«мечеть Омейядов».
Заботясь о правильном престолонаследии в халифате, Абд ал-Малик определил, что
после Валида халифом должен стать его брат Сулейман. Но Валид имел другое
мнение, он хотел, чтобы власть перешла к его собственному сыну. Однако Валид
умер раньше, и Сулейман стал халифом.
Сулейман любил строить. С его именем связано основание главного
порта Палестины, Рамлы. Но больше всего он любил женщин и пиры.
В 716 году Сулейман вместе с Омаром посетил Мекку, а на обратном
пути они заехали в Иерусалим, где Сулейману чрезвычайно надоели прокаженные со
своими колокольчиками, и он велел их сжечь. Но в защиту
больных людей выступил Омар, и халиф приказал выслать их в уединенную деревню,
где они не могли бы общаться с другими людьми.
По пути из Иерусалима паломники остановились в одном христианском монастыре.
Здесь за одной из рабынь, принадлежащей Сулейману,
начал ухаживать некий человек. Сулейман приказал оскопить обидчика, а
монастырь с тех пор называют «монастырь евнухов».
Осенью того же года Сулейман в Северной Сирии собрал войско и
отправил его на завоевание Константинополя. Целый год велась осада
города, но Константинополь был спасен усилиями папы Льва III, а огорченного
халифа разбил паралич.
Сулейман оставил завещание, по которому власть переходила в руки его
двоюродного брата благочестивого Омара, т.к. сын халифа Эйюб умер раньше отца.
Но, не зная о существовании завещания, войско присягнуло родному дяде Омара,
брату Абд ал-Малика, Абд ал-Азизу. Омар был готов отказаться в пользу Абд
ал-Азиза, а Абд ал-Азиз, в свою очередь, объявил, что одобряет провозглашение
халифом Омара. Так Омар стал халифом Омаром II.
Есть легенда, что Омару I, отцу Омара II, предсказывали, что один из
его потомков, у которого будет отметина на лице, наполнит землю справедливостью.
Омар II действительно, имел знак: во время пребывания в
Дамаске его по лицу ударила копытом лошадь.
В молодости Омар был искренним, но непрактичным и был готов
принести в жертву собственным религиозным утопиям интересы созданной его
предками империи, но, став халифом, он изменился.
ОМЕЙЯДЫ 75
Омар отказался от пользования халифскими лошадьми и ездил на
своем муле, отверг он и предложение поселиться в халифском дворце. Он
заботился о пополнении казны, щедро оплачивал услуги войска, помогал
нуждавшимся. И если он считал подати незаконными, то отменял их.
При дворе халифа Омара II благочестие стало обязательным. Если
придворные Сулеймана всерьез обсуждали достоинства женщин и развлечения, то
теперь стали обычными разговоры о ночных молитвах и изучении Корана.
Благочестивой была и семья Омара. Его сын Абд ал-Мелик, умерший
в 19 лет, считался образцом благочестия.
О смерти Омара нет точных данных. Согласно одной из легенд, его
отравили родственники, после того как Омар пообещал передать власть
благочестивому человеку, не состоящему с ним в родстве. По другой версии, он
заболел и умер в монастыре Дейр-Сим'ан.
Последним Омейядским халифом был Мерван II (744—750). Против него объединились
Аббасиды во главе с Абу-Муслимом и Алиды.
Мерван бежал в Египет, но там был схвачен и убит. Омейядов повсюду
начали беспощадно истреблять: убивали мужчин и женщин, взрослых
и детей — всех, имевших хоть отдаленное родство со свергнутой династией.
Уцелели очень немногие, и среди них внук десятого Омейядского халифа,
Абдаррахман I (731—788), бежавший через Северную Африку в Испанию.
Воспользовавшись раздорами, царившими в Андалусии среди испанских арабов, он
захватил ее территории и заставил признать свою власть
почти во всех мусульманских владениях Испании. Он основал там Кордовский эмират,
положив начало династии Кордовских Омейядов.
Абдаррахман II (792—852), эмир Кордовского эмирата с 822 года, известен
покровительством наукам и искусствам. Испания стала и научным центром Европы:
сюда приезжали учиться из Англии, Франции, Германии и Италии, а библиотека
кордовских эмиров славилась по всему
|
|