Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
 [Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
Рудольф Константинович Баландин
100 великих богов
      
100 великих – 
      

       «100 великих богов»: Вече; М.; 2007
       ISBN 5783811505
      
Аннотация 
      
      Книга рассказывает о самых знаменитых из богов, которым поклонялись в 
прошлом, а отчасти поклоняются и теперь разные племена и народы. Знакомство с 
этими богами помогает нам лучше понять духовный мир не только людей давно 
ушедших веков, но и самих себя.
      Помимо ста великих, в книге упомянуто немало других богов, а также 
приведены разнообразные дополнительные сведения из истории культуры, что 
позволяет сопоставлять былые идеи с современными. Пристально вглядываясь в 
прошлое, мы начинаем лучше понимать настоящее.
      
Рудольф Баландин

100 великих богов
      
СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…
      
      Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в 
образы богов и героев. Жизнь, характеры и деяния богов отражают реальность, но 
не зеркально, а как бы увиденную сквозь многогранный магический кристалл 
воображения, поэтических фантазий, философских размышлений.
      Задача этой книги проста: познакомить читателя с наиболее знаменитыми из 
богов, которым в прошлом поклонялись, а отчасти поклоняются ныне разные племена 
и народы. Но решить такую простую задачу не такто легко, как может показаться 
на первый взгляд.
      Если собрать все мифы и легенды, которые сложены о богах, то получатся 
десятки увесистых томов, а число упоминаемых божеств перевалит за тысячу. И это 
лишь то, что уцелело, избежав забвения. Очень многое останется лишь упомянутым, 
названным, но не раскрытым и потребует домысливания. Веками исследователи 
собирают, обдумывают и сопоставляют сведения о богах прошлого и настоящего, но 
при этом редко удается вырабатывать убедительные и общепринятые мнения.
      Вот почему и отбор великих богов, и их характеристики носят отчасти 
субъективный характер. Тем более что мы всматриваемся в прошлое тоже сквозь 
магический кристалл собственной личности, и не следует выдавать то, что видится,
 понимается и домысливается за объективную реальность.
      Образы богов нередко причудливо меняются со временем или в зависимости от 
авторского произвола конкретных, хотя и обычно безымянных, сказителей, поэтов, 
философов древности. Эти образы ныне представляются подобием окаменелости, а 
некогда они были одухотворены сознанием и чувствами верующих. Тогда эти чуждые 
нам боги были живыми, принимая самое активное участие в личной и общественной 
жизни людей.
      Вряд ли можно воссоздать в первоначальном одухотворенном виде богов 
прошлого. Как понять тех, давно канувших в небытие людей? Как проникнуть в их 
духовный мир и восстановить его хотя бы частично? Ведь мы – представители 
совершенно иной цивилизации, вокруг нас совершенно другая среда, а наши знания 
благодаря наукам разительно отличаются от того, что было известно им…
      Тут приходит на память прозорливое высказывание Карла Маркса о том, что 
традиции всех былых поколений тяготеют как кошмар над умами живых. 
Справедливость такого суждения подтверждает наша действительность: достижения 
науки воплощаются в технику и весьма косвенно, преимущественно в искаженном 
примитивном виде входят в массовое сознание, тогда как всяческие нелепейшие 
предрассудки и суеверия (не путать с высокой истинной верой!) распускаются 
махровым цветом.
      Однако роднят нас с прошлым не только, конечно, низменные мысли и чувства.
 Бессмертна не только глупость, но и мудрость. Порой встречаются удивительные 
переклички идей – через многие века, поколения, страны. Вспомним, что писал о 
Боге в минуты высокого вдохновения Гавриил Державин:
      
    Дух всюду сущий и единый,
    Кому нет места и причины,
    Кого никто постичь не мог,
    Кто все собою наполняет,
    Объемлет, зиждет, сохраняет,
    Кого мы называем: Бог…
      
      А за 33 столетия до того неведомый египтянин (возможно, сам фараон 
Эхнатон), слагая гимн солнечному богу Атону, имел в виду нечто более 
всеохватное:
      
    Никто из богов не знает его настоящего вида;
    Его образ не передан на
 
 [Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-