|
ических до стилизованных, символических,
полуабстрактных Порой некоторые фигуры удивительным образом напоминают создания
авангардистов XX века.
Что подвигло людей на создание этих фигур? Какими были эти люди, в каких
условиях и для чего они занимались таким творчеством?
На подобные вопросы ответить нелегко. Некоторые исследователи полагают,
что так проявлялись в далекой древности эстетические и эротические чувства.
Подобные взгляды характерны для людей, которые озабочены именно эстетизмом и
эротизмом или увлечены фрейдизмом.
Насколько известно, представители архаичной культуры не страдали
подобными отклонениями. В нелегких, далеких от комфорта условиях примитивного
охотничьего, а также скотоводческого и земледельческого быта основной заботой
нормального человека, тем более мужчины, являлось добывание пищи и обеспечение
безопасности. Если бы те, кто чрезвычайно озабочен сексуальными проблемами,
вынуждены были постоянно охотиться на диких зверей, их мировосприятие
изменилось бы коренным образом; в противном случае они бы погибли.
Вообще, представления о том, что «дикари» необычайно сексуальны, обладают
какойто поразительной половой потенцией и готовы беспрестанно совокупляться –
не более чем дикий предрассудок. Он не подтверждается никакими наблюдениями (а
изучало племена архаичной культуры очень немало исследователей).
Много ли могло быть полных, а то и чрезмерно полных женщин 10–20
тысячелетий назад, в конце ледниковой эпохи у племен, которые вели кочевой или
полукочевой образ жизни? Вряд ли. Пожалуй, такое могло быть только в особых
случаях: если данная группа людей, семья, род относились к процветающим и в то
время, когда отношение к женщине было не только почтительным, но подчас и
благоговейным.
Если бы мужчины воспринимали женщин преимущественно как объекты
сексуальных вожделений, то их изображения были бы связаны с половым актом и
позы были бы соответствующими. Подобные рисунки древних людей известны, но их
очень мало. И не удивительно. Удовлетворение полового инстинкта – в разных
формах – не являлось для «первобытного» человека чемто неутолимо желанным и
малодоступным. В архаичных обществах были свои представления о половой жизни,
которую обычно не связывали с деторождением, а то и с добрачным воздержанием и
сохранением верности в браке.
Сошлемся на мнение авторитетных исследователей австралийских племен
Рональда и Кэтрин Берендтов: «Нигде среди аборигенов Австралии, насколько нам
известно, добрачные и внебрачные взаимоотношения полов полностью не запрещаются.
В ряде случаев они даже поощряются… Половые сношения воспринимаются как
нормальный, естественный фактор человеческой жизни». Какогонибудь особого
сексуального интереса к представителям противоположного пола у таких народов
нет именно благодаря в значительной мере естественному образу жизни. Чрезмерная
озабоченность половыми проблемами характерна для так называемых цивилизованных
обществ.
Кстати, те же авторы отметили, что «очень немногие аборигены в
традиционных условиях полнеют», и привели примеры распада семей изза того, что
жены были слишком грузными. И хотя этнографы и археологи нередко называют
стилизованные фигурки полных женщин каменного века «первобытными венерами», в
действительности подобные образы ни тогда, ни теперь не могут служить эталоном
женской красоты. Испокон веков для сексуальных утех мужчины предпочитают
пользоваться услугами молоденьких стройных девушек.
Убедительные примеры на этот счет приводили многие специалистыэтнографы.
Например, французский ученый Клод ЛевиСтросс наблюдал в джунглях Бразилии
жизнь племени, в котором у вождя была одна старшая супруга, которая вела
домашнее хозяйство, и несколько молоденьких жен. «Естественно, – писал
ЛевиСтросс, – ему импонирует возможность доступа к молодым и красивым
девушкам; это дает ему удовлетворение не столько физическое, сколько
эмоциональное. Однако главным образом полигамный брак и его специфические
атрибуты служат средством помочь вождю выполнять свои обязанности. Если бы он
был один, то ему было бы трудно делать больше, чем остальным. Его
второстепенные жены, освобожденные от тяжелых обязанностей своего пола,
оказывают ему поддержку и утешение. Они одновременно являются вознаграждением
за власть и ее инструментом».
Скорее всего, большое количество изображений женщин каменного века
объясняется не сексуальноприкладной ориентацией, не является выражением
половой страсти художника и его вожделений, а представляет собой памятники
первобытной религии.
Вот что писал о них известный исследователь первобытного общества П. П.
Ефименко: «Переданы они почти всегда нагими, с подчеркнутыми признаками пола.
Особенно в них бросается в глаза желание первобытного художника передать черты
зрелой женщиныматери; об этом говорят такие постоянно присущие им признаки,
как объемистые груди, огромный живот и общий характер фигуры – с чрезмерно
развитыми жировыми отложениями в области таза и бедер. В некоторых, правда, все
же довольно редких, случаях они, несомненно, прямо изображают беременных
женщин».
Он обратил внимание на то, что подобные фигурки встречаются по большей
части вблизи очага. Порой у них были отбиты головы, и почти всегда
отсутствовали лица. Ученый пришел к выводу, что по крайней мере в ряде случаев
статуэтки были разбиты сознательно – «хотя бы для того, чтобы уничтожить
«покровителей» жившей здесь общины».
Спору нет, встречаются среди памятников первобытного искусства
изображения, созданные имен
|
|