Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
урных героев.
      В отличие от Египта, в этом регионе боги имели облик людей или, реже, 
зверей и рыб с человеческими головами (в Египте подобные боги имели головы 
животных). Чем объяснить такое различие? Возможно тем, что в Египте 
первоосновой хозяйства в глубокой древности были охота и скотоводство, тогда 
как в Двуречье – поливное земледелие.
      «Интересно, – пишет шумеролог В.К. Афанасьева, – какими представляли себе 
всемогущих богов шумеры. Мир чувств этих богов подчеркнуто низменен и груб. Они 
не только велики, но и ужасны. Как и боги античности, они наделены всяческими 
человеческими слабостями. Они создают людей в пьяном виде; изза одного каприза 
они способны погубить все живое, они грязны и неопрятны; так, бог Энки изпод 
ногтя, окрашенного в красный цвет, извлекает глину и создает неопрятное, 
мерзкое существо».
      Относительно пьянства мифология Египта тоже далека от идеала. 
Вспоминается эпизод, когда пришлось устроить поистине «пивной потоп» для того, 
чтобы богиняльвица ХаторСехмет допилась до того, что перестала узнавать людей.
 То, что боги Двуречья грязны, а точнее сказать, вынуждены возиться в глине, 
тоже не удивительно. Обилие камня в Египте предоставляло прекрасную возможность 
строить величественные храмы, пирамиды, дворцы. Обширная Месопотамская 
низменность вынуждала людей изготавливать строительный материал из глины. 
Необходимость выкапывать и регулярно расчищать каналы тоже заставляла «возиться 
в грязи», работая мотыгой.
      Кстати, об этом превосходно сказано в замечательной шумерекой поэме о 
споре Мотыги с Плугом. Плуг похваляется своим величием, тем, что царь держит 
его рукоять и ради плуга впрягает в ярмо быков, тогда как по сторонам толпится 
знать, а народ веселится и ликует (кстати говоря, употребляя хмельные напитки). 
Так, повидимому, праздновали в Шумере начало земледельческих работ. А Мотыга, 
как брезгливо говорит Плуг, постоянно в грязи копошится и, подобно кирпичной 
форме, всегда грязна, копая колодцы и роя канавы. Она недостойна царской руки!
      В ответ Мотыга перечисляет Плугу многообразные работы, которые она 
выполняет, а прежде всего – регулируя воду на полях и подготавливая их к пахоте,
 а также активно участвуя в строительстве. Даже для мореходства она приносит 
великую пользу, добывая и используя вар, готовя смолу. Наконец ведь сам Энлиль, 
взявшись за Мотыгу, отделил небо от земли! Тут уже не остается сомнения в том, 
что Мотыга превосходнее Плуга.
      …Когда современный горожанин говорит «грязь», не следует забывать, что 
для земледельца это может быть великолепным черноземом, а для строителя – 
прекрасным строительным материалом. Между прочим, глина – хорошее моющее и 
отбеливающее средство (безусловно, не всякая).
      И еще одно замечание. Природные условия и географическое положение 
Двуречья во многом определяли суровость быта и нравов местного населения (в 
отличие от жителей долины Нила). Здесь часты были жестокие войны – в отчаянной 
борьбе за выживание и сохранение земельных угодий, оросительных систем; нередко 
сюда вторгались кочевники, порой объединявшиеся в достаточно крупные армады.
      По сравнению с нильской долиной земли Двуречья подвержены эрозии, 
засолению, а почвы со временем деградируют. В результате перевыпаса или выхода 
из строя ирригационных систем, изменений речного русла хозяйство приходит в 
упадок, а пустыни расширяют свои пределы.
      Помимо природы на характере духовной культуры существенно сказываются 
интеллектуальные, эмоциональные, нравственные особенности людей. Однако в этом 
отношении основы духовного мира человека оказались удивительно устойчивыми. 
Порой создается впечатление, что менялись одежды, быт и нравы, а человеческие 
типы переходили из тысячелетия в тысячелетие почти не меняясь, а изменчивым 
было лишь количественное соотношение этих типов.
      Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к некоторым высказываниям, 
запечатленным клинописью на глиняных табличках в Древнем Двуречье и поныне не 
утратившим актуальности:
      – О сказанном в спешке можешь пожалеть позже.
      – Взять в долг так же [легко], как заняться любовью, но возвращать его 
так же тяжело, как вынашивать ребенка.
      – Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека 
сочтены, все дела его лишь ветер.
      – Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотрика на черепа 
простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие – грешникам?
      – Будь справедлив к своему врагу, делай добро, будь добр во все твои дни.
      – Есть и царь над тобой, и правитель, но бойся сборщика налогов.
      – Кто роет другому яму, сам в нее попадет.
      – Не позволяй наступать тебе на ноги, дабы потом не дерзнули наступить 
тебе на шею.
      – Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым вино пить.
      – Не будь без меры сладок, чтоб тебя не проглотили. Не будь без меры 
горек, чтоб тебя не выплюнули.
      
АНУ (АН)
      
      Ан в переводе с шумерского – небо. Так же назывался и бог неба – один из 
наиболее чтимых и в то же время весьма загадочных в пантеоне шумерских божеств. 
Предполагается, что в доисторические (до письменности) времена он был просто 
олицетворением или названием неба. Повидимому, тогда главой богов, их 
праматерью было женское божество. Недаром в одном из древнейших мифов сказано: 
«Наммупраматерь, прародите
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-