Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
о. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не 
знает число их».
      «Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он – царь истины. 
Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».
      «Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку,
 и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».
      Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере 
египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, 
олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и 
Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь 
частично, лишь в малой части открытого людям.
      
      
ДВУРЕЧЬЕ (ШУМЕР, АККАД, АССИРИЯ, ВАВИЛОН)
      
      Этот обширный регион оспаривает пальму первенства у Египта как 
первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные государственные 
объединения сначала возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то первые очаги 
производящего хозяйства и поселения городского типа оформились в низкогорьях, 
обрамляющих долину Тигра и Евфрата (а также на полуострове Малая Азия и 
восточном Присредиземноморье).
      Особенности духовной культуры и, в частности, религиозных воззрений во 
многом определяются своеобразием природной обстановки. Ее принято рассматривать 
подобием сценической площадки, на которой разворачивается трагикомедия 
человеческого бытия. Но в действительности именно природа является одним из 
активных участников этого действа. Она меняется под влиянием деятельности 
человека, и это влечет за собой изменения хозяйственного уклада, материальной 
культуры, верований.
      Например, на Ближнем Востоке около десяти тысячелетий назад преобладали 
культы, связанные с мужским началом и охотой на крупных млекопитающих. Наиболее 
часто культовым символом выступал дикий бык. Однако со временем – если судить 
по множеству глиняных и каменных фигурок – на первый план вышел образ 
божественной богиниматери. Тогда же происходил переход от присваивающего 
(охота, рыболовство, собирательство) к производящему хозяйству (земледелие, 
скотоводство).
      Нет оснований сомневаться в том, что эти изменения в материальной и 
духовной культуре происходили одновременно, были взаимообусловлены. Прежде 
ученые склонны были видеть первопричину подобной эволюции в изменениях климата. 
Мол, заканчивался ледниковый период, началось глобальное потепление и повышение 
уровня Мирового океана, перестройка климатической зональности… Подобные 
умозрительные рассуждения не подтверждаются материалами палеоклиматических и 
палеонтологических исследований. Напротив, выявилась очевидная связь 
распространения человека в Новом Свете, Австралии, на островах и последующего 
резкого уменьшения здесь количества и разнообразия крупных млекопитающих, птиц.
      Конечно, для нашей темы эта проблема не принципиальна. Однако она 
позволяет, как мы позже убедимся, понять некоторые особенности «бытия богов», а 
также поновому осмыслить суть знаменитого предания о всемирном потопе.
      В отличие от долины Нила, которую ежегодно «удобряет» плодородный ил, 
наводнения Тигра и Евфрата чаще всего носят катастрофический характер. Это 
обстоятельство, безусловно, влияло на развитие цивилизации в данном регионе. 
Долина Нила протягивается единой широкой полосой через сравнительно малолюдные 
опустыненные районы. В Двуречье, напротив, окультуренные земли располагались 
отдельными очагами, а на окружающих территориях обитали разнообразные племена и 
народы, постоянно вторгавшиеся в пределы этих очагов цивилизации, которые 
нередко враждовали между собой.
      Подобная разобщенность и частые конфликты никак не спо. собствовали 
созданию единого пантеона богов с более или менее определенной Иерархией, хотя 
некоторые великие боги переходили из века в век и от народа к народу, так же 
как отдельные предания. Такую устойчивость верований можно объяснить как 
относительным единством духовного разных народов и рас, так и единством – тоже 
относительным – природной обстановки.
      Цивилизация в Месопотамии (Двуречье) распространялась, как мы уже 
говорили, от предгорий в долину по мере оскудения природных ресурсов (сведения 
лесов, истощения почв, эрозии земель). В долине устойчивое оседлое земледелие и 
скотоводство были возможны на основе орошения, регулирования течения рек. Этим 
занимались шумеры, которые относятся к древнейшему населению региона 
(досемитическому). Существовали отдельные общины, поселения городского типа, 
окруженные сельскохозяйственными угодьями. У каждой общины был свой местный 
богпокровитель. Единой системы богов у них не было.
      Во взаимоотношениях богов многое зависело от социальнополитических 
обстоятельств. Так, небольшой поселок Гирсу имел своего покровителя – Нингирсу. 
Когда это поселение вошло в объединение, где самым крупным населенным пунктом 
был город Лагаш, Нингирсу (по неясным причинам) стал общим богомпокровителем. 
Когда к объединению примкнул поселок, где чтили богиню Бау, то ее стали считать 
женой Нингирсу.
      Религиозные воззрения, игравшие важную роль в духовном единении, имели 
общественный характер (прежде преобладали семейные божества), о чем 
свидетельствуют развалины храмов, обычно возводившихся на одном и том же месте 
с самого раннего периода (шестьвосемь тысячелетий назад). Постепенно, 
благодаря торговым и культурным связям между общинами, стали оформляться единые 
образы великих богов и куль
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-