Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
орогу и поток…
    Ты в сердце моем,
    Нет другого, познавшего тебя…
      
      Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего 
имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию,
 авторство Эхнатона представляется более вероятным. Недаром сказано:
      
    «Ты в сердце моем,
    Нет другого, познавшего тебя».
      
      Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет 
вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научнофилософские стихотворения М.В. 
Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические 
образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь 
представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные 
сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
      Произошел религиознофилософский переворот, потрясший основы духовной 
культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона 
безумцем.
      И всетаки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто 
считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе,
 в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в 
приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего 
гимна Осирису, а также «Большого гимна АмонуРа»
      Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую 
духовную власть жрецов АмонаРа. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона,
 называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то 
же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хепри, и Ра, 
не говоря уже о множестве местных боговпокровителей. Подобная разноголосица 
заставляла усомниться в самом существовании богов.
      Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно 
остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту 
очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, 
отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если 
даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы 
настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, 
земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
      Эхнатон – одна из наиболее загадочных фигур мировой истории – явился 
первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей 
одну высшую духовную субстанцию.
      Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты 
жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, 
последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог 
Матье:
      «Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, 
сложение нового религиознофилософского учения и оформление нового культа, 
наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными 
действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение 
царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для 
нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи 
среды».
      Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан – немху. 
Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: 
«Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете – о, как 
велико сотворенное этому немху! Я – немху по отцу и матери, и создал меня царь… 
когда я не обладал имуществом… И когда я стал господином поселения, он 
причислил меня к вельможам… хотя я и был на последнем месте… (раньше) я просил 
хлеба».
      Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало 
искусство, чему свидетельство – реалистические изображения Эхнатона, его 
супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже 
несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, повидимому, 
вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные 
картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые 
светлым чувством.
      …Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, 
которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный 
общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, 
какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в 
кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону – Ахетатон, – фараон 
остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных 
Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять 
ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых АмономРа.
      Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в 
виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой 
монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу 
(с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно 
считать научной религией.
      
ОСИРИС (УСИР)
      
    
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-