|
«пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад церкви СантаМария
Новелла», поручив проект его Альберти. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в
XIV веке, не была завершена. Альберти должен был продолжить начатое готическими
мастерами. Это затруднило его задачу, ибо, не разрушая сделанного, он вынужден
был включить в свой проект элементы старой декорации – узкие боковые двери со
стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, разбивку нижней части
фасада тонкими лизенами с аркатурой в проторенессансном стиле, большое круглое
окно в верхней части. Его фасад, строительство которого велось между 1456 и
1470 годами мастером Джованни ди Бертино, явился своеобразной классической
перефразировкой образцов проторенессансного стиля.
По заказу своего покровителя Альберти исполнил и другую работу. В церкви
СанПанкрацио, примыкавшей к задней стороне Палаццо Ручеллаи, в 1467 году по
проекту мастера была выстроена фамильная капелла. Декорированная пилястрами и
геометрической инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, она
стилистически близка к предыдущей постройке.
Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти,
по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они
оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века.
Поиному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. И хотя его
постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют
более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. В
них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу
«возрождения» римской античной архитектуры.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви СанФранческо в
Римини. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль
сделать эту старинную церковь фамильным храмоммавзолеем. К концу 1440х годов
внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты.
Повидимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Около 1450 года по его
проекту была выполнена деревянная модель, и в дальнейшем он очень внимательно
следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер – миниатюрист
и медальер Маттео де Пасти.
Судя по медали Маттео де Пасти, датированной юбилейным 1450 годом, на
которой был изображен новый храм, проект Альберти предполагал радикальную
перестройку церкви. В первую очередь намечалось с трех сторон сделать новые
фасады, а затем возвести новый свод и хор, перекрытый большим куполом.
Альберти получил в свое распоряжение весьма ординарную провинциальную
церковь – приземистую, со стрельчатыми окнами и широкими стрельчатыми арками
капелл, с простой стропильной кровлей над главным нефом. Он задумал превратить
ее в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними
святилищами. Монументальный фасад в форме двухъярусной триумфальной арки имел
очень мало общего с привычным обликом итальянских церквей. Просторная купольная
ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала
воспоминания о постройках древнего Рима.
К сожалению, замысел Альберти был осуществлен только отчасти.
Строительство затянулось. Главный фасад храма так и остался незавершенным, а то,
что в нем было сделано, не совсем точно соответствовало первоначальному
проекту.
Одновременно со строительством «Храма Малатесты» в Римини по проектам
Альберти возводилась церковь в Мантуе. Маркиз Мантуанский, Лодовико Гонзага,
покровительствовал гуманистам и художникам.
Когда в 1459 году Альберти появился в Мантуе в свите папы Пия II, он
встретил у Гонзага очень теплый прием и сохранил дружеские отношения с ним до
конца своей жизни. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви
СанСебастьяно. Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году
закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено
флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе.
По меньшей мере еще дважды, в 1463 и 1470 годах, Альберти приезжал в Мантую,
чтобы следить за ходом работ, вел переписку по этому поводу с маркизом и
Фанчелли.
Новая церковь Альберти была центрической постройкой. Крестообразная в
плане, она должна была перекрываться большим куполом. Три короткие выступающие
трибуны заканчивались полукруглыми апсидами. А со стороны четвертой к церкви
примыкал широкий двухэтажный нартексвестибюль, образуя фасад, обращенный на
улицу. Там, где нартекс своей задней стеной соединялся с более узкой входной
трибуной, по обе стороны от нее, заполняя свободное пространство, должны были
возвышаться две башниколокольни. Здание высоко поднято над уровнем земли. Оно
возведено на цокольном этаже, который представлял собой обширную крипту под
всем храмом с отдельным входом в нее.
Фасад СанСебастьяно был задуман Альберти как точное подобие главного
портика древнеримского храмапериптера. К пяти входам в вестибюль вела высокая
лестница, ступени которой простирались на всю ширину фасада, полностью скрывая
проходы в крипту. Его идея украшения стены пилястрами большого ордера примиряет
доктрину классической архитектуры, за которую он так ратовал в своем трактате,
с практическими потребностями зодчества его времени.
Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства
церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. В этом отношении
истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Более того,
постройка Альберти явилась образцом для всего последующего церковного зодчества
позднего Возрождения и барокко. По ее типу были построены венецианские церкви
Палладио, «Иль Джезу» Виньолы и множество других церквей римского барокко. Но
|
|