|
особенно важным для архитектуры Высокого Возрождения и барокко оказалось
нововведение Альберти – применение большого ордера в декорации фасада и
интерьера.
В 1464 году Альберти оставил службу в курии, но продолжал жить в Риме. К
числу последних его работ относится трактат 1465 года, посвященный принципам
составления кодов, и сочинение 1470 года на моральные темы. Умер Леон Баттиста
Альберти 25 апреля 1472 года в Риме.
Последний проект Альберти осуществился в Мантуе, после его смерти, в
1478–1480 годах. Это Капелла дель Инкороната мантуанского собора.
Архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок,
легко несущих купол и своды, прямоугольные порталы дверей – все выдает
классицизирующий стиль позднего Альберти.
Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Среди его друзей были
крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа),
ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи,
Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д'Эсте,
Федериго де Монтефельтро). И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло,
с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в
мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у
них тайны их искусства.
Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и
любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо
сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить,
опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой,
искусством, наукой, классической литературой. Болезненный от рождения, он сумел
сделать себя здоровым и сильным. Изза жизненных неудач склонный к пессимизму и
одиночеству, он постепенно пришел к приятию жизни во всех ее проявлениях.
АРИСТОТЕЛЬ ФЬОРАВАНТИ
(ок. 1415 – ок. 1486)
Длинна череда архитекторовиноземцев, нашедших вторую родину в нашей
стране, вложивших знания, мастерство, силы в развитие российской архитектуры,
но Фьораванти был первым.
Аристотель, сын Фьораванти ди Ридолфо, родился около 1415 года. Его семья
принадлежала к категории «лучших граждан» древней Болоньи. Строительное
мастерство было в ней наследственным. Дед Аристотеля, которому помогали оба его
сына, выстроил к 1400 году новую часть древнего дворца Аккурсио.
Фьоравантиотец вел или постройку, или перестройку после пожара главного
общественного здания города – палаццо Коммунале. Если учесть, что
профессиональное обучение в те времена было неотделимо от общего образования и
начиналось с семивосьми лет, логично предположить, что на руководимой отцом
стройке Аристотель должен был годам к пятнадцати приобрести уже весьма
серьезные инженерные и художественные познания.
В 1436 году мастер Гаспаро Нади упоминал в своей хронике Аристотеля как
полноправного «соавтора» работ по отливке и подъему нового городского колокола
на башню Арринго древнего дворца дель Подеста.
К сожалению, сведений о жизни Фьораванти до конца 1440х сохранилось
немного. После смерти отца в 1447 году Аристотель работал вместе с дядей
Бартоломео Фьораванти на ряде строек коммуны и частных заказчиков.
В 1451 году молодой мастер отправился в Рим и прожил там почти два года,
занимаясь в первую очередь перевозкой и установкой монолитных колонн древнего
храма Минервы и, повидимому, передвижением четырех монолитных колонн для
нового парадного двора перед базиликой Святого Петра.
Когда в 1453 году был отлит новый городской колокол Болоньи, коммуна
поручила именно Фьораванти руководить подъемом колокола на башню. В 1455 году
он стал знаменитым. С помощью механизмов собственного изобретения Фьораванти
передвинул колокольню церкви СантаМария Маджорне без единого повреждения, со
всеми колоколами. Колокольня была передвинута на расстояние около тринадцати
метров. Это была сенсация. И неудивительно, ведь передвижка зданий по сей день
считается непростой технической задачей и всегда привлекает к себе внимание,
тем большим было восхищение современников, отразившееся в десятках записей.
Фьораванти справился с задачей, не имея в своем распоряжении винтовых
домкратов, будучи вынужден заключить сооружение (высота около 25 метров при
основании 5x5 метров) в жесткую деревянную клеткупирамиду, чтобы избежать
опрокидывания и разложить необходимые тяговые усилия на множество синхронно
работающих воротов. Для середины XV века дело было неслыханным. За эту работу
помимо договорной платы Фьораванти получил от кардинала Виссариона очень
крупную по тем временам награду в 50 золотых флоринов.
Успех следовало закреплять. Инженер отправился в соседний город Ченто и
там, не вынув из постройки ни одного кирпича, выправил колокольню СанБласио,
отклонившуюся от вертикали на 1, 67 метра.
Получив приглашение из Венеции, Фьораванти немедленно отправился в путь.
Здесь он столь же эффективно, как и в Ченто, выправил колокольню церкви
СанАнджело, но произошло несчастье. Через двое суток колокольня неожиданно
обрушилась, придавив несколько человек.
Вряд ли можно заподозрить инженера в технической ошибке, скорее всего,
берясь за работу, он не учел коварство слабых грунтов Венеции. Власти начали
расследование, и Фьораванти, опасаясь местного правосудия и в еще большей
степени ревности местных мастеров, которым была бы поручена роль экспертов,
|
|