Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих архитекторов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-
 
изживанию этих настроений.
      Во время поездки в свите кардинала Альбергати по Франции, Нидерландам и 
Германии в 1431 году Альберти получил массу архитектурных впечатлений. 
Последующие затем годы пребывания в Риме (1432–1434) явились началом его 
многолетних штудий памятников античного зодчества. Тогда же Альберти стал 
изучать картографию и теорию живописи, одновременно работая над сочинением «О 
семье», посвященном проблемам морали.
      В 1432 году по протекции влиятельных покровителей из высшего клира 
Альберти получил должность в папской канцелярии, где и прослужил более тридцати 
лет.
      Трудолюбие Альберти было поистине безмерно. Он полагал, что человек, 
подобно морскому кораблю, должен проходить огромные пространства и «стремиться 
трудом заслужить похвалу и плоды славы». Как писателя, его одинаково 
интересовали и устои общества, и жизнь семьи, и проблематика человеческой 
личности, и вопросы этики. Он занимался не только литературой, но и наукой, 
живописью, скульптурой и музыкой.
      Его «Математические забавы», как и трактаты «О живописи», «О статуе», 
свидетельствуют об основательных познаниях их автора в области математики, 
оптики, механики. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается 
гигрометр. Задумывается над созданием геодезического инструмента для измерения 
высоты зданий и глубины рек и для облегчения нивелировки городов. Альберти 
проектирует подъемные механизмы для извлечения со дна озера затонувших римских 
кораблей. От его внимания не ускользают и такие второстепенные вещи, как 
культивирование ценных пород лошадей, тайны женского туалета, код шифрованных 
бумаг, форма написания букв. Разнообразие его интересов настолько поражало его 
современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: «Скажи 
мне, чего не знал этот человек?», а Полициано, упоминая Альберти, предпочитал 
«молчать, нежели сказать о нем слишком мало».
      Если попытаться дать общую характеристику всему творчеству Альберти, то 
наиболее очевидным будет стремление к новаторству, органически сочетающееся с 
вдумчивым проникновением в античную мысль.
      В 1434–1445 годах в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, 
Ферраре, Болонье. Во время длительного пребывание во Флоренции, он завязал 
дружеские отношения с основоположниками ренессансного искусства – Брунеллески, 
Донателло, Гиберти. Здесь им были написаны его трактаты о скульптуре и живописи,
 а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке – «О семье», 
«О душевном спокойствии», которые сделали его общепризнанным теоретиком и 
ведущей фигурой нового художественного движения. Многократные поездки по 
городам Северной Италии также немало способствовали пробуждению у него живого 
интереса к разнообразной художественной деятельности. Вернувшись в Рим, 
Альберти с новой энергией возобновил свои штудии античной архитектуры и в 1444 
году приступил к составлению трактата «Десять книг о зодчестве».
      К 1450 году трактат вчерне был закончен и два года спустя в более 
выправленной редакции – той, которую известна сегодня, – был дан на прочтение 
папе Николаю V. Альберти, поглощенный в дальнейшем своими проектами и 
постройками, оставил свое сочинение не вполне законченным и более к нему не 
возвращался.
      Первые архитектурные опыты Альберти обычно связываются с его двукратным 
пребыванием в Ферраре, в 1438 и 1443 годах. Находясь в дружеских отношениях с 
Лионелло д'Эсте, ставшим в 1441 году маркизом Феррарским, Альберти 
консультировал сооружение конного памятника его отцу, Никколо III.
      После смерти Брунеллески в 1446 году во Флоренции среди его 
последователей не осталось ни одного зодчего, равного ему по значению. Таким 
образом, на переломе века Альберти оказался в роли ведущего зодчего эпохи. 
Только теперь он получил настоящие возможности реализовать свои архитектурные 
теории на практике.
      Все постройки Альберти во Флоренции отмечены одной примечательной 
особенностью. Принципы классического ордера, извлеченные мастером из римской 
античной архитектуры, применены им с большой тактичностью к традициям 
тосканского зодчества. Новое и старое, образуя живое единство, придает этим 
постройкам неповторимо «флорентинский» стиль, весьма отличный от того, в каком 
были выполнены его сооружения в Северной Италии.
      Первой работой Альберти в родном городе был проект дворца для Джованни 
Ручеллаи, строительство которого вел между 1446 и 1451 годами Бернардо 
Росселлино. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. На 
традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы «накладывает» сетку 
классических ордеров. Вместо массивной стены, образованной рустованной кладкой 
каменных блоков, мощный рельеф которых постепенно сглаживается по мере движения 
вверх, перед нами гладкая плоскость, ритмически расчлененная пилястрами и 
лентами антаблементов, четко очерченная в своих пропорциях и завершаемая 
значительно вынесенным карнизом.
      Небольшие квадратные окна первого этажа, высоко поднятые от земли, 
колонки, разделяющие окна двух верхних этажей, дробный бег модульонов карниза 
чрезвычайно обогащают общую ритмику фасада. В архитектуре городского дома 
исчезают следы былой замкнутости и тот «крепостной» характер, что был присущ 
всем другим дворцам Флоренции того времени. Не случайно Филарете, упоминая в 
своем трактате постройку Альберти, отметил, что в ней «весь фасад… сделан в 
античной манере».
      Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с 
заказом Ручеллаи. Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-