Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих архитекторов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-
 
Базилика имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним 
полукруглыми капеллами образуют единый непрерывный ряд равных ячеек, обходящий 
церковь по всему периметру, за исключением западного фасада. Подобное 
построение капелл в виде полукруглых ниш имеет существенное конструктивное 
значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время хорошо 
воспринимала распор парусных сводов боковых нефов.
      Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез 
всех его новаторских приемов, была оратория (часовня) СантаМария дельи Анджели 
во Флоренции (заложена в 1434 году). Здание это не было закончено.
      Вопрос о роли Брунеллески в создании нового типа городского дворца 
чрезвычайно усложняется тем, что единственным произведением подобного рода, для 
которого авторство мастера засвидетельствовано документально, остается 
недостроенный и сильно испорченный палаццо ди Парте Гвельфа. Однако и здесь 
Брунеллески достаточно ярко проявил себя как новатор, порвав со средневековой 
традицией гораздо решительнее, чем большинство его современников и преемников. 
Пропорции здания, его членения и формы определяются системой классического 
ордера, что составляет наиболее примечательную особенность этой постройки, 
представляющей самый ранний пример использования ордера в композиции городского 
палаццо Возрождения.
      Во Флоренции сохранился ряд произведений, обнаруживающих если не 
непосредственное участие Брунеллески, то, во всяком случае, его 
непосредственное влияние. К ним относятся палаццо Пацци, палаццо Питти и Бадия 
(аббатство) во Фьезоле.
      Ни одно из начатых Филиппо больших строительств не было им закончено, на 
всех он был занят, всеми руководил одновременно И не только во Флоренции. 
Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато – в эти города ездил регулярно, 
иногда несколько раз в год. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его 
окрестностях, в СанДжованни Валь д'Арно он возглавлял фортификационные работы. 
Брунеллески заседал в различных советах, комиссиях, давал консультации по 
вопросам, связанным с архитектурой, строительством, инженерным делом; его 
приглашали в Милан в связи с постройкой собора, спрашивали его совета 
относительно укрепления Миланского замка. Он ездил в качестве консультанта в 
Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре.
      Брунеллески очень точно описал обстановку, в которой ему приходилось 
работать на протяжении всей своей жизни. Он выполнял заказы коммуны, деньги 
брались из государственной казны. Поэтому работа Брунеллески на всех ее стадиях 
контролировалась разного рода комиссиями и назначавшимися коммуной чиновниками. 
Каждое его предложение, каждая модель, каждый новый этап в строительстве 
подвергался проверке. Его снова и снова заставляли участвовать в конкурсах, 
получать одобрение жюри, состоявших, как правило, не столько из специалистов, 
сколько из уважаемых граждан, зачастую ничего не понимавших в существе вопроса 
и сводивших при обсуждениях свои политические и частные счеты.
      Брунеллески приходилось считаться с новыми формами бюрократии, 
сложившимися во Флорентийской Республике. Его конфликт – это не конфликт нового 
человека с пережитками старого средневекового устройства, но конфликт человека 
нового времени с новыми формами организации общества.
      Брунеллески умер 16 апреля 1446 года. Его похоронили в СантаМария дель 
Фьоре.
      
ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ 
(1404–1472)
      
      Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов 
культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его 
художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста 
сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего 
Возрождения. «Должен был появиться человек, – писал Леонардо Ольшки, – который, 
владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления 
своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в 
котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же 
время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти».
      Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Его отец – 
Леонардо Альберти, внебрачным сыном которого был Леон, принадлежал к одной из 
влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанной из родного города 
политическими противниками. Первоначальное образование Леон Баттиста получил в 
Падуе, в школе известного гуманистапедагога Гаспарино да Барцицца, а после 
смерти отца в 1421 году уехал в Болонью, где изучал в университете каноническое 
право и посещал лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. По 
окончании университета в 1428 году ему было присвоено звание доктора 
канонического права.
      Хотя в Болонье Альберти попал в блестящий круг литераторов, собиравшихся 
в доме кардинала Альбергати, эти университетские годы были для него тяжелыми и 
неудачливыми: смерть отца резко подорвала его материальное благополучие, тяжба 
с родственниками изза наследства, незаконно ими отторгнутого, лишала его покоя,
 чрезмерными занятиями он подорвал свое здоровье.
      Со студенческими годами связано начало увлечений Альберти математикой и 
философией. В ранних сочинениях Альберти («Филодоксус», «О преимуществах и 
недостатках науки», «Застольные беседы») болонского периода ощущаются 
беспокойство и тревога, сознание неотвратимости слепой судьбы. Соприкосновение 
с флорентийской культурой, после разрешения вернуться на родину, способствовало 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-