Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих архитекторов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-
 
      Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие 
своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в 
старой сакристии (ризнице) церкви СанЛоренцо во Флоренции (1421–1428). 
Интерьер старой сакристии – первый в архитектуре Возрождения пример 
центрической пространственной композиции, возрождающей систему купола, который 
перекрывает квадратное в плане помещение. Внутреннее пространство сакристии 
отличается большой простотой и четкостью: кубическое по пропорциям помещение 
перекрыто ребристым куполом на парусах и на четырех подпружных арках, 
опирающихся на антаблемент пилястр полного коринфского ордера. Более темные по 
цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и 
обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются 
своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Такое сочетание 
ордера, арок и сводов с поверхностями несущих стен создает ощущение легкости и 
прозрачности архитектурных форм.
      Одновременно с перестройкой церкви СанЛоренцо Брунеллески работал на 
менее ответственных строительных площадках – в капелле Барбадори в церкви 
СантаФеличита по другую сторону Арно и в Палаццо Барбадори.
      В 1429 году представители флорентийского магистрата направили Брунеллески 
под Лукку для руководства работами, связанными с осадой города. После осмотра 
местности Брунеллески предложил проект. Замысел Брунеллески состоял в том, 
чтобы, возведя систему плотин на реке Серкио и подняв таким способом уровень 
воды, открыть в нужный момент шлюзы, чтобы вода, хлынув по специальным каналам, 
затопила всю местность вокруг городских стен, принудив Лукку к сдаче. Проект 
Брунеллески был реализован, однако потерпел фиаско, вода, хлынув, затопила не 
осажденный город, а лагерь осаждающих, который пришлось спешно эвакуировать.
      Возможно, Брунеллески и не был виноват – Совет Десяти не предъявлял к 
нему никаких претензий. Однако флорентийцы считали Филиппо виновником провала 
луккской кампании, они не давали ему прохода на улицах. Брунеллески был в 
отчаянии. В сентябре 1431 года он составил завещание, повидимому, опасаясь за 
свою жизнь. Существует предположение, что в это время он уехал в Рим, спасаясь 
от позора и преследований.
      Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова «вступить в бой, 
не боясь риска». В 1434 году он демонстративно отказался платить взнос в цех 
каменщиков и деревообработчиков. Это был вызов, брошенный художником, 
осознавшим себя независимой творческой личностью, цеховому принципу организации 
труда. В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. Заключение не 
заставило Брунеллески покориться, и вскоре цех вынужден был уступить: Филиппо 
освободили по настоянию музея Опера дель Дуомо, поскольку без него не могли 
продолжаться строительные работы. Это был своеобразный реванш, взятый 
Брунеллески после провала при осаде Лукки.
      Филиппо считал, что он окружен врагами, завистниками, предателями, 
старавшимися его обойти, обмануть, обокрасть. Было ли так на самом деле, 
сказать трудно, но именно так воспринимал свое положение Филиппо, такова была 
его жизненная позиция.
      На настроение Брунеллески, без сомнения, повлиял и поступок его приемного 
сына – Андреа Лаццаро Кавальканти по прозванию Буджано. Филиппо усыновил его в 
1417 году пятилетним ребенком и любил как родного, воспитал, сделал своим 
учеником, помощником. В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и 
драгоценности. Из Флоренции он уехал в Неаполь. Что произошло, неизвестно, 
известно только, что Брунеллески заставил его вернуться, простил и сделал своим 
единственным наследником. Повидимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано.

      Придя к власти, Козимо Медичи очень решительно расправился со своими 
соперниками Альбицци и со всеми, кто их поддерживал. На выборах в Советы в 1432 
году Брунеллески впервые был забаллотирован. Он перестал принимать участие в 
выборах и отказался от политической деятельности.
      Еще в 1430 году Брунеллески начал строительство капеллы Пацци, где нашли 
свое дальнейшее усовершенствование и развитие архитектурные и конструктивные 
приемы сакристии церкви СанЛоренцо. Эта капелла, выстроенная по заказу 
семейства Пацци в качестве их семейной молельни и служившая также для собраний 
духовных лиц из монастыря СантаКроче, является одним из самых совершенных и 
ярких произведений Брунеллески. Она расположена в узком и длинном средневековом 
дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое 
поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.
      Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное 
развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи 
подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Основные 
пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно 
перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом 
на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по его сторонам. 
Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена 
плоским куполом.
      Интерьер капеллы Пацци – один из наиболее характерных и совершенных 
образцов своеобразного применения ордера для художественной организации стены, 
что является особенностью архитектуры раннего итальянского Возрождения. С 
помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, 
выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению 
необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел 
правдиво показать несущие функции стены и условность ордерных форм.
      В 1436 году Брунеллески начал работать над проектом базилики СанСпирито. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-