Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих архитекторов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-
 
дипломатической миссией.
      Если до конкурса на возведение купола собора СантаМария дель Фьоре 
Брунеллески оставался «частным» человеком, свободным в выборе занятий и 
развлечений, то теперь он стал человеком государственным, жизнь которого была 
расписана по часам. Он работал сразу на нескольких объектах, руководил большими 
группами мастеров и рабочих. Параллельно со строительством собора в том же 1419 
году Брунеллески приступил к созданию комплекса Воспитательного дома.
      Фактически Брунеллески был главным архитектором Флоренции; он почти не 
строил для частных лиц, выполнял преимущественно правительственные или 
общественные заказы. В одном из документов флорентийской Синьории, который 
датируется 1421 годом, его называют: «…муж проницательнейшего ума, одаренный 
удивительным мастерством и изобретательностью…».
      Купол собора СантаМария дель Фьоре – наиболее раннее из крупнейших 
произведений Брунеллески во Флоренции. Сооружение купола над алтарной частью 
базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное 
в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, для 
средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она 
была разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого 
гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученыйтеоретик и 
изобретатель.
      Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в 
натуральную величину. Он воспользовался для этого отмелью Арно рядом с 
Флоренцией. Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 
года торжественным завтраком. По винтовой лестнице на барабан собора было 
поднято угощение: бочонок красного вина для рабочих и мастеров, фьяска белого 
треббиано для руководства и корзины с хлебом и дынями.
      С октября этого года Брунеллески и Гиберти стали получать жалованье, 
правда, весьма скромное, поскольку считалось, что они осуществляют лишь общее 
руководство и не обязаны бывать на строительной площадке регулярно.
      Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах 
перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), 
но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане 
с относительно небольшой толщиной стен. Поэтому все усилия Брунеллески были 
направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, 
действующих на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто 
устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая 
нижняя является несущей, а более тонкая верхняя – защитной. Жесткость 
конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь 
главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных 
между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение 
строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом 
– приданием своду стрельчатого очертания.
      Альберти чутьем художника понял и оценил этот дерзкий замысел, сказав, 
что Филиппо «воздвиг свое огромное сооружение над небесами», то есть выше небес.
 Именно в этом заключался замысел Филиппо, за осуществление которого он бился 
до последнего дня, – создать второе, рукотворное небо, «неслыханное и 
невиданное», огромную небесную конструкцию, обращенную, как вызов, к небесам и 
с небесами соперничающую.
      Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и 
окружающим его ландшафтом. Сила его определяется не только гигантскими 
абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета 
его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, 
возвышающиеся над городской застройкой, – барабан с его огромными круглыми 
окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами.
 Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более 
мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.
      В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во славу 
города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических 
устремлений эпохи. Благодаря новаторскому образному содержанию, важной 
градостроительной роли и конструктивному совершенству флорентийский купол 
явился тем выдающимся архитектурным произведением эпохи, без которого немыслимы 
были бы ни купол Микеланджело над римским собором Святого Петра, ни восходящие 
к нему многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы.
      Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, 
естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм.
 Так что первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный 
дом во Флоренции.
      В плане здания, который решен в виде обстроенного по периметру большого 
квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы,
 восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов 
с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески 
вся система помещений, окружающих центр композиции – внутренний двор, – 
приобрела более упорядоченный, регулярный характер. Самым важным новым 
качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана»,
 который включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, 
проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными 
помещениями. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Фасад 
здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, в отличие от 
средневековых сооружений такого типа, выделяется исключительной простотой форм 
и ясностью пропорционального строя.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-