|
выступающие вперед обрамления окон. Так достигается контраст между напором,
идущим изнутри и обеспечивающим своего рода «сцепление» между массой здания и
пространством площади, и постоянным «прорывом» этого пространства внутрь фасада.
Художник достигает единства пространства и тектоники благодаря выразительной
пластической проработке фасадов и концентрическим узорам разноцветных плит
травертина на площади, в центре которой Микеланджело установил античную статую
Марка Аврелия.
Работая над строительством собора Святого Петра, Микеланджело обращается
к центрической композиции, разработанной Браманте, но стремится к соединению
всех частей здания в единый пластический организм, в котором архитектоническая
масса как бы дематериализуется и завершается огромным куполом, который собирает
воедино и завершает все здание. Какое значение имело для художника это
последнее колоссальное предприятие, видно из его писем: он постоянно опасается
неудачи, а не закончить здание ему представляется постыдным и унизительным.
Микеланджело стремится создать такой купол, чтобы под ним могли укрыться
все христианские народы. Возносимый кверху боковыми апсидами, как бы
«столпившимися» вокруг него, купол покоится на барабане с большими окнами,
обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Над барабаном
возвышается купол, который служит одновременно выражением тяжести массы и
вместе с тем ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами.
Творческое вдохновение Микеланджело максимально выразилось в создании
купола. Это катарсис драмы никогда не доведенного до конца творения – гробницы
Юлия II. Он возносится ввысь в том самом месте, где захоронен, по преданию,
апостол Петр. Это идеальный центр самого здания, символический памятник
вселенской идее христианства. От массы фигур, старавшихся освободиться от
гнетущего груза материи, остался лишь порыв в заоблачные дали: за «прологом на
земле» в виде апостольской гробницы следует «эпилог на небесах» в виде купола.
В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось на
его характере. Был момент в юности, когда он грезил о личном счастье и изливал
свое стремление в сонетах, но скоро он сжился с мыслью, что оно ему не суждено.
Тогда великий художник весь ушел в идеальный мир, в искусство, которое стало
его единственной возлюбленной. «Искусство ревниво, – говорит он, – и требует
всего человека». «Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои
произведения».
Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая
бы поняла Микеланджело. Он встретил такую женщину, но слишком поздно. Ему было
тогда уже шестьдесят лет. Это была Виттория Колонна. Она происходила из
старинного и могущественного римского рода. Виттория стала вдовой в тридцать
пять лет, когда горячо любимый ею муж, маркиз Пескара, умер от ран, полученных
в битве при Павии. Целых десять лет до встречи с Микеланджело она оплакивала
свою потерю, и плодом этих страданий явились стихотворения, создавшие ей славу
поэтессы. Она глубоко интересовалась наукой, философией, вопросами религии,
политики и общественной жизни. В ее салоне велись живые, интересные беседы о
современных событиях, нравственных вопросах и задачах искусства. В ее доме
встречали Микеланджело как царственного гостя. Он же, смущаясь оказываемым ему
почетом, был прост и скромен, терял всю свою кажущуюся надменность и охотно
беседовал с гостями о разных предметах. Только здесь проявлял художник свободно
свой ум и знания в литературе и искусстве.
Любовь его к Виттории была чисто платонической, тем более что и она, в
сущности, питала к нему глубокую дружбу, уважение и симпатию, исчерпав в любви
к покойному супругу весь пыл женской страсти.
Дружба Виттории Колонны наполнила сердце Микеланджело лучезарным сиянием.
С юношеской свежестью выражал он в это время свои чувства в сонетах. В поэзии
он не достигает той высоты, как в других искусствах, но все же правы были те,
кто назвал его «человеком о четырех душах».
Дружба Виттории Колонны смягчила его сердце, смягчила и тяжелые утраты –
сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с ним
Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины. Во всех поступках и
словах, всегда однородных, последовательных, ясных, в Микеланджело виден
строгий мыслитель и человек чести и справедливости, как и в его произведениях.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание; как и в жизни, он не
любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», –
продиктовал он друзьям.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. Тело его погребено в церкви
СантаКроче во Флоренции.
РАФАЭЛЬ
(1483–1520)
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и
живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Семья Рафаэля не могла
похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка
Кольбордоло близ Урбино и были мелкими торговцами.
Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. Джованни
Санти был первым учителем Рафаэля и с раннего детства смог привить мальчику
вкус к прекрасному, познакомить его с миром современного искусства. Благодаря
связям отца, Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Монтефельтро, Гвидобальдо. В
течение всей жизни он пользовался дружеской поддержкой и покровительством его
жены, Елизаветы Гонзаго.
В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер
|
|