|
перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему
художественной школой в садах Медичи на площади СанМарко. Его сразу же заметил
Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой
неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить
об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494
году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в
1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501
году снова возвращается в родной город.
Основы культуры Микеланджело носили неоплатонический характер.
Неоплатонической до конца остается и идейная сущность его деятельности и
противоречивой религиозной жизни. Несмотря на учебу у Гирландайо и Бертольдо,
Микеланджело можно считать самоучкой. Искусство он воспринимал неоплатонически,
как неистовство души. Но источником вдохновения для него, в отличие от Леонардо,
служила не природа, а культура как история человеческой духовности, борьбы за
спасение души.
Он изучает классическое искусство, и некоторые из его творений принимают
даже за античные, что служит доказательством его стремления не столько к
истолкованию исторической действительности, сколько к овладению ею в целях
дальнейшего преодоления.
Будучи скульптором, живописцем, архитектором и поэтом, Микеланджело всю
жизнь стремился к синтезу, к искусству, которое позволило бы осуществить чистый
замысел, идею. Впервые искусство отождествляется с самим бытием художника:
подобно жизни, это постоянно возобновляющийся опыт, который может считаться
исчерпанным лишь с ее окончанием, со смертью. Поэтому мысль о смерти проходит
через все творчество художника. Ощущение незавершенности, беспокойство,
вызванное этим, имели и свою непосредственную причину: творение, в котором
художник хотел выразить всего себя, – гробница папы Юлия II – никогда не было
завершено.
Именно Юлий II вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. Дав гению
полную свободу и не доверяя своим преемникам, папа решил при жизни создать себе
достойную гробницу. Микеланджело задумал ее как классический «монумент»
христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики»
и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души,
обращенной к Богу. В то же время она должна была представлять собой завершение
исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи, и
утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. Папа
пришел в восторг от этого проекта, но в силу различных причин все время
откладывал его осуществление. После смерти папы начались сложные переговоры с
его наследниками. Проект неоднократно менялся и полностью перерабатывался, пока
вконец измученный художник, занятый на склоне лет другими заказами, не
согласился на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви СанПьетро
ин Винколи. В центре нее помещена статуя Моисея, которую художник задумал и в
значительной мере осуществил задолго до того для одного из первых вариантов
гробницы для собора Святого Петра.
Микеланджело неохотно согласился с данным ему в 1508 году Юлием II
поручением расписать свод Сикстинской капеллы. Он сам изменил предписанную ему
вначале программу, которая не отличалась такой тематической сложностью и
обилием фигур, как осуществленная им роспись.
Впервые теологическая программа принадлежит самому художнику, впервые
архитектура в живописи играет роль не только обрамления, а составной части всей
росписи, имеющей собственное значение. Впервые все изобразительные элементы
сливаются в единое целое, продиктованное синтезом архитектуры, живописи и
скульптуры.
Микеланджело задается целью сформировать архитектурную структуру капеллы,
но вместо того чтобы развивать ее снизу вверх с помощью системы иллюзорных опор,
он налагает ее сверху, превращая таким образом свод, небо в доминанту
архитектурного пространства. Небо здесь – не бесконечное пространство,
выходящее за пределы земного горизонта, а смысловое пространство, идеальное
место генезиса идей и исторического начала.
Избрание папой в 1513 году Льва X из семейства Медичи способствовало
возобновлению связи Микеланджело с родным городом. В 1516 году новый папа
поручает ему разработать проект фасада церкви СанЛоренцо, построенной
Брунеллески. Это стало его первым архитектурным заказом. Художник принял его с
энтузиазмом. Он пишет, что его будущее творение «своей архитектурой и
скульптурой станет зеркалом всей Италии». Итак, художник собирался создать
нечто подобное гробнице Юлия II, соединив воедино скульптуру и архитектуру, с
той только разницей, что здесь архитектуре должно было принадлежать
господствующее место. Он задумывает двухъярусный фасад как пластически
проработанную плоскость, в которой скульптуры должны быть «включены» в глубокие
ниши.
Но договор был расторгнут, и Микеланджело поручили разработать проект
Новой сакристии для церкви СанЛоренцо, где собирались поместить гробницы
Лоренцо и Джулиано Медичи. И снова главной темой является смерть, усыпальница,
а главной задачей – соединение архитектуры и скульптуры. Для гробницы Юлия II
Микеланджело брал за образец памятники античности, собираясь соорудить
монументальный мавзолей в виде мощного пластического целого, включенного в
большое архитектурное пространство. Здесь же он намечает противоположное
решение: архитектурное пространство не заполнено, а скульптуры «включены» в
стены.
Как и Брунеллески, он задумывает сакристию в виде пустого кубического
|
|