|
II, порученным Микеланджело, которая должна была быть поставлена под куполом,
над гробницей Святого Петра в крипте собора. Известно, что Микеланджело позднее
обвинил Браманте в том, что тот помешал осуществлению этого проекта, который
был отклонен и воплощен в меньшем масштабе лишь в 1545 году. Действительно,
Браманте не собирался строить архитектурную коробку для усыпальницы, а задумал
здание, которое само по себе должно было приобрести то историческое и
идеологическое значение, которое соответствовало «монументу», отвечавшему идеям
Микеланджело.
План собора, задуманного Браманте, представляет собой греческий крест,
вписанный в квадрат, с апсидами на его концах, четырьмя квадратными капеллами и
куполом в средокрестии. Таким образом храм должен был быть хорошо
уравновешенной и симметричной системой с перспективно организованным
пространством внутри и пластически разработанным объемом снаружи. Купол мог
выступать лишь как развитие ввысь пролетов обоих рукавов трансепта, а
пространство под ним должно было оставаться максимально свободным и, уж конечно,
не заполненным массивной громадой задуманной Микеланджело гробницы. Дело было
не в соперничестве мастеров, а в двух различных подходах к
историкоидеологическому назначению монументального здания, которое
Микеланджело представлял как сгусток сил, находящихся в напряжении, а Браманте
– как совершенное равновесие форм. В этом совершенном равновесии должна была
наглядно проявляться гармония вселенной, – закон, управляющий всем сущим, то
есть природой и историей.
Браманте, таким образом, стремился сделать из главного храма христианства
всеобщее явление, включающее в себя все частные проявления (природу и историю)
и показывающее их логическую связь, зависящую от высшей логики творения.
Браманте соединил воедино два классических способа организации пространства:
центрический план, образцом которого служил Пантеон, и продольный план,
образцом которого служила базилика Константина. Тем самым стало возможным не
только обеспечить перенесение идеи сферичности на плоскость, но и добиться
огромного разнообразия световых эффектов.
«Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих
«Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. Он был
большим другом людей одаренных и покровительствовал им сколько мог, что можно
видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского,
которого он вызвал в Рим. Он всегда жил в величайшем почете и вел роскошнейший
образ жизни, и на той высоте, на какую он был вознесен своими заслугами, все,
что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это
истратить. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как
это сейчас принято, но все же довольно строгих и погрешностей не имеющих. Его
очень высоко ценила духовная знать, и он был представлен бесчисленному
множеству синьоров, которые с ним знались. Величайшей славой пользовался он при
жизни и еще большей после смерти, так как строительство СанПьетро затянулось
на долгие годы. Прожил Браманте семьдесят лет, и гроб его с величайшими
почестями несли в Риме и папские придворные, и все что ни на есть скульпторы,
архитекторы и живописцы. Погребен он был в СанПьетро в 1514 году».
МИКЕЛАНДЖЕЛО
(1475–1564)
Когда говорят, что Микеланджело – гений, не только выражают суждение о
его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей
XVI века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействовавшую на
человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться «вдохновение».
Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории
искусства Микеланджело – первый художникодиночка, ведущий почти непрерывную
борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.
В понедельник 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе у подесты
(градоправителя) Кьюзи и Капрезе родился ребенок мужского пола. В семейных
книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции сохранилась подробная запись об
этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью – ди Лодовико ди
Лионардо ди Буонарроти Симони.
Отец отдал сына в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Мальчик должен
был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя
латинской грамматики. Но этот правильный путь, пригодный для смертных, не
сочетался с тем, какой указывал инстинкт бессмертному Микеланджело. Он был
чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его угнетала.
Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и
нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он надеялся, что юноша сделает
блестящую карьеру, мечтал увидеть его когданибудь в высших гражданских
должностях. Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями
сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года,
апреля 1го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына
Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на
следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три
года как ученик для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все,
что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид
платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в
третий; всего 86 ливров».
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и
|
|