|
смерти. Актера величали английским Росцием, Гарриком елизаветинской сцены. Его
имя как символ всего самого совершенного в актерском искусстве нередко
упоминается в английской литературе — в стихах, мадригалах, комедиях, романах.
БАРОН МИШЕЛЬ
(1653—1729)
Французский актер. Выступал в труппе Мольера, «Бургундском отеле», театре
«Комеди Франсез». Исполнял роли в пьесах Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля.
Мишель Барон родился 8 октября 1653 года в Париже и был сыном Андре
Барона и Жанны Озу, актеров Бургундского отеля. Отец его умер в 1655 году, а
мать — в 1662м.
Во Франции в то время существовала детская Труппа Комедиантов Дофина.
Управляла ею госпожа Резен, супруга органиста. Некоторое время труппа играла в
провинции, а затем появилась в Париже. Господин Резен изобрел «магический»
клавесин, который мог играть разные пьесы без всякого прикосновения к нему рук
человеческих. Демонстрация клавесина во дворце закончилась плачевно: королева
упала в обморок при первых же звуках инструмента, который заиграл сам собою.
Король велел открыть инструмент, и тут на глазах у ахнувших зрителей из
клавесина вытащили скорчившегося, замученного и необыкновенно грязного
мальчишку, который играл на внутренней клавиатуре.
Мальчугана, который отличался редкой красотой, звали Мишель Барон. Он
сыграл в нескольких спектаклях в ПалеРояле. Выяснилось, что тринадцатилетний
сирота Барон отличается необыкновенными актерскими способностями.
Драматург и актер Жан Батист Мольер заявил всем, что это будущая звезда
французской сцены. Он выкупил Барона у госпожи Резен и взял его к себе в дом на
воспитание. Произошло это в 1666 году.
Мольер так сильно привязался к талантливому мальчишке, что это вызвало
ревность со стороны его молодой жены Арманды. Мэтр не просто наставлял Барона в
основах актерской профессии, он его воспитывал, просвещал, следил за его
здоровьем и нравственностью. Мольер видел у мальчика редкие способности и
специально для своего воспитанника написал роль Миртила в героической пасторали
«Мелисерта».
Актер Лагранж, летописец труппы Короля, записывает в «Реестре»: «В среду
1 декабря (1666) мы отправились в СенЖерменанЛэ по приказу Короля. На
следующий день начался Балет Муз, где труппа была занята в пасторали под
названием „Мелисерта“. Немного погодя к этому же Балету Муз была добавлена
Комедия „Сицилиец“. Труппа вернулась из СенЖермен 20 февраля 1667 года».
В «Мелисерте» обворожительный Мишель Барон играл роль юного Миртила.
Можно представить себе, какие чувства он вызывал у прекрасных дам! Мольер
позволяет себе такое признание:
Он не по возрасту понятлив, мой Миртил,
И тот афинянин, что здесь два года жил,
Его способностям не мог не удивляться.
Он философией с ним начал заниматься
И так в том преуспел, что юный ученик
Порою и меня стал заводить в тупик.
Но как он ни судил возвышенно и тонко,
В нем все же многое осталось от ребенка.
Эти слова принадлежат Ликарсису; и, как бы случайно, играет его Мольер.
Арманде досталась роль Мелисерты. Во время репетиции она, повздорив с юным
Бароном, дала ему пощечину. Гордый мальчишка бросился к Мольеру и категорически
заявил, что он уходит из труппы. Жан Батист умолял его остаться, но Барон стоял
на своем, и директору едва удалось его уговорить не срывать хотя бы премьеру и
сыграть Миртила. Юный актер на это согласился, один раз сыграл, а затем имел
смелость явиться к королю, нажаловаться ему на Арманду и просить разрешения
уйти из мольеровской труппы. Король ему это позволил.
«Итальянский» порок был слишком распространен при дворе, чтобы Мольера в
нем не обвиняли. Устав от колких упреков жены и дерзкого поведения воспитанника,
Мольер сочиняет «Комическую пастораль», в которой вообще не дает им ролей.
Барон покидает учителя и уезжает в провинцию, где снова ведет кочевую
жизнь, переходя из одной труппы в другую. Надо думать, он не упускал случая
время от времени напомнить о себе. Мольер же достаточно близок к королю, чтобы
его величество подписал указ о возвращении беглеца в Париж.
«Через несколько дней, как возобновились спектакли после пасхального
перерыва, — пишет Лагранж, — господин де Мольер вызвал из провинции сьера
Барона, который вернулся в Париж, получив королевское повеление, и вступил в
труппу на полный пай».
Мишелю семнадцать лет. Мольер любит его почти как сына. Но юноша уже
уверен в своих талантах, в ценности, которую он представляет для труппы
ПалеРояля. В «Тите и Беренике» ему поручена роль Домициана. Сбор от премьеры
спектакля составил 1913 ливров — неожиданно высокая цифра, которую можно
объяснить любопытством. Но очень скоро публика убеждается, что труппа Короля в
трагедии решительно не выдерживает сравнения с актерами труппы Бургундского
отеля, несмотря на грацию и таланты юного Барона. «Тит и Береника» останется на
афише до пасхального перерыва 1671 года; пьеса пройдет около двадцати раз, в
очередь с «Мещанином во дворянстве».
|
|