|
Спектакль из обычного превратился в парадный. На нем присутствовали
принцы крови, придворные, литераторы, знатные дамы, гордившиеся своей дружбой с
мадемуазель Лекуврер. Пришли близкие друзьямужчины — д'Аржанталь, Вольтер,
Фонтенель, Дю Марсэ и другие. Адриенна ощутила небывалый подъем, острое нервное
возбуждение.
Когда началось третье действие, в ложу вошла герцогиня Бульонская.
Повидимому, она хотела своим присутствием продемонстрировать всем презрение к
клевете.
Первые две сцены прошли благополучно, но в третьей сцене к Федре,
узнающей о том, что Тезей жив, возвращаются и ужас, и растерянность, Адриенне
снова надо было переживать на сцене смятение чувств. Внезапно она забыла, что
изображает Федру, и с гневом бросила в ложу герцогини те слова, которые должна
была произнести в диалоге с Эноной:
Я не из женщин тех, беспечных в преступленье,
Что, гнусность совершить готовые всегда,
Умеют не краснеть от тяжкого стыда.
Демократичный в массе своей партер разразился неистовыми аплодисментами.
Люди «большого света», в том числе и друзья Адриенны, с ужасом переглядывались
в своих ложах. Герцогиня Бульонская встала и покинула театр.
Спектакль, впрочем, продолжался. Адриенна блестяще провела труднейшую
сцену четвертого действия. Несмотря на скандальный эпизод в третьем действии,
спектакль закончился для Адриенны триумфально. Однако между «Комеди Франсез» и
герцогиней Бульонской началась довольно длительная война.
После скандала, разыгравшегося на представлении «Федры», мадемуазель
Лекуврер несколько раз выступала на сцене — сначала в «Горации» Корнеля, затем
в «Электре» и «Флорентийце». Правда, потом в течение месяца она не могла играть.
Наступил роковой март 1730 года. Адриенна, словно стараясь нагнать
упущенное, играет 5го, 13го, 14го и, наконец, — в последний раз — 15го.
В тот вечер давали «Эдипа» Вольтера. Адриенна, исполнявшая роль Иокасты,
весь день чувствовала себя неважно, а в театре ей стало совсем плохо. И все же
она продолжала играть, хотя многие в зрительном зале заметили и ее состояние, и
ее героические усилия довести спектакль до конца.
Вернувшись домой, Адриенна слегла и уже не вставала. Морис Саксонский,
Вольтер, д'Аржанталь все время находились при ней. Утром 20 марта 1730 года
Адриенна скончалась.
На следующий день «Комеди Франсез» была в трауре: спектакль, назначенный
на вечер, отменили. С новой силой поднялась молва о злодейском отравлении.
Вольтер и друзья Адриенны, которые не верили в отравление, позаботились,
чтобы квалифицированные медики произвели вскрытие. Никаких следов яда не
обнаружилось, медицинское заключение дало диагноз: «Больная скончалась от
воспаления кишечника и внутреннего кровоизлияния».
Католическая церковь отказывала в христианском погребении тем людям
актерской профессии, которые не захотели или почемулибо не смогли отречься на
смертной одре от своего греховного лицедейства и раскаяться в нем. С Адриенной
как раз это и произошло. По распоряжению начальника полиции в ночь со вторника
на среду тело Адриенны завернули в мешковину и отвезли в полицейской карете на
ближайший пустырь на берегу Сены. Тело опустили в приготовленную яму, засыпали
негашеной известью, потом землей. Место захоронения затерялось. Возмущенный
Вольтер написал эпитафию, которая стала прекраснейшим, поистине нерукотворным
памятником актрисе. Гений Франции был убежден, что Лекуврер — актриса, «которой
в Греции воздвигали бы алтари».
Адриенна Лекуврер изображала на сцене трагических героинь и недаром в
письмах к Пирону так решительно защищала свое право на героику в театре своего
времени. Но ее собственная короткая жизнь и ее внезапная загадочная для
большинства смерть из нее самой делали героиню уже почти готовой драмы.
Романтическая легенда о том, как великая артистка простого происхождения,
дочь народа, пала жертвой распутной аристократки, уверенной в своей
безнаказанности, слишком дорога была уму и сердцу многих людей, чтобы легко
умереть. Она и осталась жить — в некоторых мемуарах и письмах, в нескольких
пьесах с захватывающим сюжетом и интересными ролями.
ГАРРИК ДЭВИД
(1717—1779)
Английский актер. В 1742—1776 годах выступал в театре «ДруриЛейн». Один
из реформаторов сцены и основоположник просветительского реализма в европейском
театре. Считал театр воспитателем общества. Прославился в пьесах У. Шекспира
(25 ролей, в т.ч. роль Гамлета).
Дэвид ЛаГарриг, дед будущего великого актера перебрался из Франции в
Англию после отмены в 1685 году Нантского эдикта. Богатый французский купец на
чужой земле стал Гарриком. Один из его сыновей, Питер, остался в Англии,
женился на ирландке Арабелле и купил офицерский чин. Супруги поселились в
Личфилде. В семье родилось семь детей. Особые надежды возлагались на «Дэвида
Третьего», родившегося 19 февраля 1717 года. Арабелла нередко собирала детей в
большой гостиной и пела им старинные английские песни или учила с ними стихи.
Из ее рассказов Дэвид узнал о пьесах Шекспира.
|
|