|
«Родогуне», «Никомеде».
Зрителей поражала убежденность актрисы, что действие, в котором она
участвует, есть изображение жизненной правды. Публику восхищало умение «входить
в роль», изображать переживания так, чтобы они становились органическими и
полноценными. В начале XVIII века психологическая правдивость казалась
дерзновенным новаторством, которое потрясало и восхищало всех, кто был способен
его понять и оценить. Еще одной особенностью игры Адриенны, которую тоже
отмечали почти все, была способность отзываться на слова партнера и собеседника,
когда ответ на них еще не зазвучал, но уже существует, уже дается актрисой,
уже угадывается и понимается зрителем.
Адриенну Лекуврер считают до некоторой степени реформатором театрального
костюма. Например, изображая Елизавету Английскую в трагедии Тома Корнеля «Граф
Эссекс», она вышла на сцену в придворном туалете и с синей лентой ордена
Подвязки, а для роли Корнелии из трагедии старшего Корнеля «Смерть Помпея»
облачилась вопреки всем обычаям в траурное черное платье и распустила волосы.
Комедиограф и театральный критик д'Эгбер писал об игре Лекуврер: «Едва
появляясь на сцене, она была уже захвачена своей ролью. Но при этом полностью
владела и своим сердцем и чувствами. Без малейшей натуги переходила она от
бурного порыва к ясному спокойствию, от нежности к ярости, от внезапного испуга
к притворству. На лице ее последовательно сменялись выражения спокойствия,
смущения, покорности, гордости, подавленности, угрозы, гнева, сострадания. И
публика сразу же заражалась всеми этими чувствами, не пытаясь сопротивляться,
удивлялась ее удивлением, страшилась, жаловалась и трепетала вместе с нею.
Зрители плакали еще до того, как она начинала проливать слезы. Ибо в ней не
было ничего, что не казалось бы реально существующим… Но свое страстное чувство
она всегда согласовывала с общим характером действия, никогда не забывала
одного ради другого, и в самых исступленных порывах оставалась благородной: ее
Федра предавалась гневу и любовной страсти, ни на один миг не теряя
царственного величия…»
Лекуврер повезло и в том, что она обрела партнера, равного ей по таланту
и разделявшего ее взгляды: в 1721 году в театр вернулся знаменитый артист и
необыкновенный человек Мишель Барон. Но самым верным и постоянным другом
Адриенны Лекуврер стал молодой Вольтер. Адриенна была всего на два года его
старше. Вольтер в письме, написанном через год после смерти Лекуврер, называет
себя «человеком, который был поклонником ее таланта, ее другом и возлюбленным».
В 1721 году Вольтер заболел ветряной оспой — по тем временам это была
довольно серьезная болезнь. Адриенна ухаживала за ним, не считаясь с опасностью
заразиться. В театре они часто работали вместе, деля успех и неудачу.
Лекуврер пользовалась успехом в высшем свете. Своим положением она была
обязана исключительно себе. Она много читала, причем не только романы и стихи,
но и книги по истории. Адриенна не славилась острословием и ироническим блеском
речей, но ее суждениям всегда хватало своеобразия, меткости и глубины. Ее
отличали душевная чуткость, такт, искренность и, простота.
Помимо друзей — литераторов и философов, были у нее и влиятельные
поклонники. Это Пренжан, управляющий делами герцогини Брауншвейгской, затем
британский аристократ, влюбленный в Париж и Адриенну, лорд Питерборо, который
говорил ей: «Мне в Вас нужно как можно больше ума и как можно больше любви ко
мне». И в эту область своей жизни актриса сумела не дать доступа пошлости и
грубости.
В 1721 году Адриенна Лекуврер встретилась и сблизилась с Морисом
Саксонским, будущим маршалом Франции. Сын курфюрста Саксонского, короля
Польского Августа II и его фаворитки Авроры фон Кенигсмарк появился в Париже
после того, как его услали из Дрездена за слишком веселую и широкую жизнь.
Адриенна Лекуврер полюбила Мориса за то, что он был королевский сын, но в то же
время изгнанник, за то, что он был герой, но обреченный ставить свое геройство
на службу людям, куда менее достойным, чем он сам.
Морис мечтал о собственном княжестве, и для него оно стало принимать
реальные очертания в виде герцогства Курляндского. Узнав, что Морису нужны
деньги, Лекуврер немедленно продала свои драгоценности, серебряную посуду и
послала в Курляндию 40000 ливров. Адриенна не могла себя обманывать: если бы
Морис достиг цели, она потеряла бы его навсегда. Деньги не помогли. То ли было
уже поздно, то ли попытка Мориса завладеть Курляндией была обречена с самого
начала.
И вот судьба столкнула Лекуврер и графа Мориса Саксонского с «роковой»
женщиной. Это была очень знатная, очень молодая и очень красивая, четвертая
жена престарелого герцога Бульонского. Несмотря на свою ревность, Адриенна
готова была мириться с этим приключением Мориса. Но случилось непредвиденное,
очередной каприз герцогини превратился в серьезное увлечение, а она не терпела
никаких препятствий.
В воскресенье 24 июля 1729 года горничная передала Адриенне записку.
Некий аббат Буре сообщал, что враги имеют намерение ее отравить. Позднее он
назвал имя злодейки — герцогини Бульонской. Адриенна всерьез поверила в
жестокий замысел соперницы. Морис Саксонский также готов был верить в ее
коварство. Весь Париж шумел и волновался по поводу того, что герцогиня
Бульонская пыталась отравить мадемуазель Лекуврер. Все — и дворяне, и буржуазия,
и простой народ, — разумеется, стояли на стороне жертвы.
Адриенна всегда была слабого здоровья и после всех пережитых волнений она
целых три недели не появлялась на подмостках «Комеди Франсез». Первое после
столь длительного перерыва выступление ее состоялось 10 ноября в роли Федры —
любимой роли из любимой трагедии Расина.
|
|