|
вопрос, тревога, трагическая беззащитность и словно предчувствие своего
"крестного пути". Врубель писал эту картину, уже ощущая приближение
сумасшествия.
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН 91
"С весны 1902 г. начинаются последние скорбные годы жизни брата, -
писала Анна Врубель, - годы его душевной болезни... за ней наступает быстрое
падение зрения, а затем и окончательная потеря его..." С сентября
1902 по февраль 1903 г. Врубель лечится сначала в частной лечебнице, а
потом в клинике для душевнобольных. Им одна за другой овладевают мании
величия. В начале весны он чувствует облегчение - сумасшествие как будто
отступает. Но это было только временное просветление. Судьба нанесла ему
еще один страшный удар - в мае 1903 г. в Киеве умер маленький Саввушка.
Потрясенный горем, Врубель сам попросил отправить его в лечебницу, которую
покинул ненадолго лишь раз - в августе 1904 г.
На этот раз безумие Врубеля проявлялось в подавленности каким-то тайным
страшным
грехом, который он должен был искупить. Поэт Валерий Брюсов в своих
воспоминаниях о встрече с больным Врубелем писал: "Очень
мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что
в наказание за то против его воли в его картинах оказываются непристойные
сцены... Несколько понизив голос, он добавил: "Это он (Дьявол) делает это с
моими картинами. Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал
Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил". Эти загадочные слова
лотом по-разному старались истолковать все, кто писал о Врубеле, но их
подлинный
смысл, возможно, так никогда и не будет нам открыт. Умер Врубель
в апреле 1910 г. (За несколько лет до смерти он полностью ослеп.) Жена
пережила его на три года и скончалась после внезапного припадка в июле
1913 г., еще сравнительно молодой женщиной.
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН
Кузьма Петров-Водкин родился в октябре 1878 г. в волжском городке
Хвалынске в семье сапожника Сергея Водкина. Детство его во многих отношениях
оказалось счастливым. Хотя жизнь семьи была трудной и бедной, но
маленький Кузьма был опекаем двумя бабушками, тетями, дядьями и многими другими
добрыми людьми. Влечение к живописи он ощущал с детства.
В 1893 г. после окончания четырехклассного городского училища он поступил в
местные классы живописи и рисования, но оставался здесь всего год.
Затем он пробовал работать самостоятельно - сначала писал вывески, потом учился
у иконописцев. Но все эти затеи успеха не имели. К счастью, на
одаренного юношу обратил внимание петербургский архитектор Мельцер
(он имел под Хвалынском свою дачу). В 1895 г. Мельцер помог ему поступить в
Центральное Петербургское училище технического рисования барона
Штиглица, готовившее мастеров прикладного искусства. Главными предметами здесь
считались черчение, обмеры, отмывка, рисование орнаментов,
точное копирование образцов. Живопись как таковая была не в чести. Не
Доучившись до конца, Петров-Водкин осенью 1897 г. уехал в Москву и полупил
здесь
в Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором тогда
преподавали первые русские художники: Серов, Левитан, а с 1901 г. - КоРОВИН.
92
Несмотря на явные способности Петров-Водкин очень долго не проявлял в
своих работах ни оригинальности, ни
подлинного дарования. Его художественная личность формировалась трудно, и
он явно отставал в этом плане от своих
товарищей по училищу. Отчасти медленный рост его как художника был связан
с горячим увлечением литературой. На
рубеже веков он всерьез и много занимался сочинительством: за шесть лет изпод
его пера вышло 20 рассказов, 3 больших повести и 12 пьес.
В 1905 г Петров-Водкин закончил
училище и отправился в заграничное путешествие: побывал в Стамбуле, Греции,
Италии, а затем приехал во Францию.
Здесь в академии в Колоросси он продолжил свое обучение, упорно совершенствуя
технику рисунка. Только достигнув
в ней виртуозного мастерства, он наконец сложился как художник. Первой его
картиной, в которой уже видно дарование (хотя по-прежнему не видно
|
|