|
верхней половине фигуры и во всей нижней с окружающим пространством,
должно занять по крайней мере три года. При всем том его Демон едва ли
будет симпатичен для публики и даже для академиков".
Причину постоянного безденежья и необеспеченности Врубеля, после того
как он вышел из стен Академии, его друзья и родственники видели отчасти в
том, что он не хотел и не мог понять вкус заказчиков, отчего оставался
непризнанным и неизвестным художником при всем огромном своем таланте,
уме и образованности; и главное, от того, что не умел жить, не умел
распоряжаться своими средствами, как положено. Так оно и было на самом деле. С
покупателями и заказчиками он никогда не торговался и часто отдавал свои
произведения за бесценок. Свои работы он считал чем-то неоконченным,
промежуточным в своем стремлении к совершенству и поэтому очень мало дорожил
ими: раздаривал, оставлял где попало и забывал о них.
Спасаясь от голода, он дает уроки рисования, берется за неинтересные и
недостойные его призвания и таланты заказы. Но мотивы его "Тетралогии"
проступали во всем, чего касалась его кисть. Так в 1886 г. Врубель пишет с
дочери киевского ростовщика "Девочку на фоне персидского ковра" - одну
из своих талантливейших работ, в которой впервые нашла свое воплощение
его Тамара. Но лика Демона он не мог подглядеть нигде, кроме как в своей
душе. Он множество раз принимался за холст, писал и рисовал голову, торс
своего героя, очищал написанное и начинал заново, снова бросал сделанное,
записывая его другими изображениями. Параллельно в 1887 г. он трудился
над эскизами к Владимирскому собору: "Надгробный плач", "Воскресение" и
"Вознесение", исполненных высочайшего трагизма. Однако эскизы эти не
были приняты комиссией к исполнению, и вместо фресок Врубелю пришлось
писать орнаменты.
Впервые Врубель увидел своего Демона только спустя пять лет после начала работы.
Это случилось в Москве, где он думал провести всего несколько
дней по пути из Казани в Киев. Но вышло так, что он остался в этом городе
почти до конца своей жизни. В мае 1890 г. Врубель сообщал в одном из писем:
"Вот уже с месяц я пишу Демона. То есть не то, чтобы монументального
Демона, которого я напишу еще со временем, а "демоническое" - полуобнаженная,
крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на
фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви,
гнущиеся под цветами". Это письмо отражало только первоначальный
замысел. Друг Врубеля художник Коровин вспоминал, что работая над "Сидящим
Демоном", Врубель постоянно менял композицию и детали: "...фантазии
его не было конца. Орнаменты особой формы: сегодня крылья кондора, а уже
к вечеру стилизованные цветы невиданных форм и цветов".
Образ Демона вышел глубоко романтическим. Этот дух еще полон юности
и сердечного жара, в нем нет ни злобы, ни презрения. Это ни тень добра, ни
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ
89
его изнанка (как"в христианской философии) - это само добро, но освободившееся
от безгрешности, от святости и потому приблизившееся к человеку.
Со своей "вершины льдистой", где он "один меж небом и землей", Демон
видит всю, взятую вместе, скорбь мира. Его лучистые глаза полны слез. Фон,
или, вернее, живописно-декоративное пространство, в котором живет Демон,
получило воплощение в технике, похожей на мраморную мозаику, особенно в
кристаллических неземных цветах за его спиной и в полосках заката, будто
выложенных красными, оранжевыми и желтыми камешками мозаики на фоне
густых цветовых аккордов лилового неба.
Это полотно стало только началом работы Врубеля над его "Демонианой".
Хотя задуманная тетралогия так и не была написана, Врубель получил в 1890-
1891 гг. возможность принять участие в оформлении юбилейного издания
Лермонтова, над которым тогда трудились лучшие русские художники, и создал
несколько прекрасных иллюстраций к поэме "Демон" (в том числе "Голова Демона",
"Пляска Тамары", "Тамара в гробу" и некоторые другие). После выхода книги
измученный до изнеможения своим Демоном Врубель на
время освободился от его чар и от его гнета.
В последующие годы положение Врубеля стало медленно поправляться.
После появления его "Сидящего Демона" и некоторых других работ - таких
как "Испания" (1894), "Гадалки" (1895), прекрасных декораций к операм Римского-
Корсакова, за ним признали оригинальный талант. Он начинает получать заказы,
которые позволили ему несколько поправить свой быт и устроить
личную жизнь. В 1896 г. в Женеве Врубель обвенчался с Надеждой Забелой -
популярной в то время оперной певицей и актрисой. Медовый месяц они
провели в Люцерне. Забела была на двенадцать лет моложе Врубеля, она искренне
любила мужа и верила в его большой талант. Врубель нашел с ней свое
|
|