|
фигур в Софийском соборе. Прахов был им доволен и давал один за
другим выгодные заказы.
В эти годы складывается особый, неповторимый стиль Врубеля В иконах
и мозаиках VI-XII веков он нашел ту притягательную выразительность "каменной
оцепенелости" фигур, которая оказалась ближе всего его собственному видению
образа. В его палитре большое место заняли цвета, созданные не
столько природой, сколько мастерством и искусством человека: узоры старинных
тканей, ковров, драгоценностей, обработанных камней и стекол, ху
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ 87
дожественной утвари и других красивых вещей. Там же, в средневековых фресках,
он
открыл мир суровых и вдохновенных ликов, полных напряженной и
загадочной жизни, увидел ту таинственную и величавую жизнь духа, выражения
которой он искал в своей живописи последующих лет. Особый прием изображения
глаз
- огромных, выпуклых, взор которых напряжен до предела, трагически скорбен и
печален, стал с тех пор одной из характернейших особенностей Врубеля, а его
сквозной темой, проходящей через все творчество, стала
тема мировой скорби. Он выразил ее так сильно и прекрасно, как никто. Личные
неудачи и материальные лишения еще усилили это настроение.
Конец складывающемуся благополучию Врубеля положила страстная романтическая
любовь его к Эмилии Львовне, жене Прахова. Эта любовь, можно сказать, пошатнула
почву под его ногами. Отношения с наставником стали
напряженными, и в конце концов Врубель должен был оставить реставрацию.
Он уехал из Киева и поселился в Одессе. Именно здесь в 1885 г. на его холстах
впервые появился образ Демона - самая главная и самая пронзительная тема
его творчества, его idea fix, которая после этого уже никогда его не покидала.
Образ Демона мучительно долго не давался художнику. Прошло несколько
лет, прежде чем ему удалось создать в какой-то мере завершенное произведение. В
октябре 1885 г. в Одессу приезжал друг Врубеля по Академии Валентин
Серов. Он видел начало работы над "Демоном". По его словам, для фона
картины Врубель использовал фотографию, которая в опрокинутом виде представляла
удивительно сложный узор, похожий на погасший факел или пейзаж
на Луне. В то время Врубель предполагал сделать "Демона" первой частью
огромной тетралогии, в которую он собирался включить картины "Демон",
"Тамара", "Смерть Тамары" и "Христос у гроба Тамары". Таким образом, творческая
мысль Врубеля непосредственно отталкивалась от поэмы Лермонтова,
но не замыкалась в ней. Демон был для него не литературным героем, а чемто
неизмеримо бульшим и заключал в себе великую тайну бытия.
Однако тогда эта тема не получила развития. К тому же обстоятельства
мало способствовали творческим исканиям. Устроить свою жизнь в Одессе
Врубелю не удалось. Денег катастрофически не хватало, и через год он вернулся в
Киев в еще более бедственном положении, чем до отъезда. Отец,
навестивший сына в начале октября 1886 г., был потрясен его бедностью.
"Вообрази, - писал он в одном из писем, - ни одного стола, ни одного
стула. Вся меблировка - два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла,
ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук
и вытертые панталоны), я не видел. Может быть, в закладе. В кармане всего 5
копеек, буквально... Больно, горько до слез мне было все это видеть. Ведь
столько блестящих надежд! Ведь уже 30 лет. И что же? До сих пор ни имени,
ни выдающихся по таланту работ и ничего в кармане Мне кажется, что он
впадает в мистицизм, что он чересчур углубляется, задумывается над делом, а
поэтому оно идет у него медленно. Картина, с которой он надеется выступить
в свет, - "Демон". Он трудится над ней уже год, и что же? На холсте -
голова и торс до пояса будущего Демона. Они написаны пока одной серою
масляной краской. На первый взгляд Демон этот показался мне злою, чувственною,
отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон -
88
это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух не столько злобный,
сколько страдающий и скорбный, но при всем этом дух властный, величавый.
Положим
так, но всего этого в его Демоне еще далеко нет. Тем не
менее, Миша предан своему Демону всем своим существом, доволен тем, что
он видит на полотне, и верит, что Демон составит ему имя. Дай Бог, но когда?
Если то, что я видел, сделано в течение года, то то, что остается сделать в
|
|