Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Сто великих Россиян
<<-[Весь Текст]
Страница: из 435
 <<-
 
очень
привлекателен для сверстников своей красотой, веселостью, изобретательностью, 
способностью объединять всех в играх, в нем
не было мальчишеской напускной грубоватости, а "много мягкости и нежности, 
чтото 
женственное". Увлечение рисованием началось у Врубеля с пяти-шести лет. "Он 
зарисовывал с большой живостью сцены из
семейного быта", - вспоминала его сестра.
В гимназии он индивидуально занимался с
учителем рисования и посещал рисовальную
школу Общества изящных искусств




Окончив одесскую гимназию, Врубель по
настоянию отца поступил на юридический
факультет Петербургского университета Все
годы его учебы он жестоко нуждался в деньгах, потому что отец, обремененный 
большой семьей, очень мало мог помочь
ему. Врубелю приходилось добывать средства уроками и репетиторством. Трижды его 

исключали из университета за неуплату положенных за обучение денег,
но потом восстанавливали вновь. В течение этих пяти лет у него было очень
мало времени для занятий живописью Однако по окончании университета, в
1880 г. Врубель, вместо того, чтобы избрать карьеру юриста, пошел учиться в
петербургскую Академию художеств. С этих пор он уже никогда не расставал^ с 
кистью и карандашом, со своей, как он шутливо писал, "супругой-искусством".

Еще учась в Академии, Врубель осознал, что его путь в искусстве будет
°собый. Из двух существовавших тогда больших направлений он не принимал
"и одного: ему был чужд холодный академический подход к живописи, но он

86 

не разделял также идей и мироощущения передвижников, которые, по его
словам, "кормили публику кашей грубого приготовления", стремясь утолить
ее голод, но забывая о специальном деле художника. Их обличительский пафос 
никогда не привлекал Врубеля Он говорил, что реалисты-передвижники
подменяли подлинное искусство публицистикой и "крали у публики то специальное 
наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства 
от состояния перед развернутым печатным листком". Сам
для себя он так формулировал цель и назначение искусства "Будить от мелочей 
будничного величавыми образами".

Это неприятие голого реализма было характерно для многих художников
конца XIX века. Один из теоретиков нового направления Бенуа писал позже:

"Слабая сторона всего типичного передвижничества, та сторона, которая нас
заставляет теперь видеть даже в наиболее прославленных когда-то картинах
их направленческую и народническую "позу", заключается не в том, что их
творцы чрезмерно увлеклись жизнью, а в том, что они, напротив того, не
отражали ее всецело. Огромный недостаток этих художников заключается в
том, что они подходили к жизни с заготовленной идейкой и затем все свое
изучение жизни подстраивали согласно этой идейке. Когда мы глядим теперь
в музеях на те же картины, которые в дни нашего детства заставляли волноваться 
целые города, то нас, говоря откровенно, непременно охватывает тоска. Все это 
темное, нудное, низменное, все эти житейские, а не жизненные
интересы, мелкие, еле слышные протесты, слабое хихиканье или грубая, но
немощная брань - все это с первого взгляда коробит нас и угнетает чуть не
до отчаяния"...

Положенного академического курса Врубель не закончил. В 1884 г известный 
искусствовед профессор Адриан Прахов обратился к наставнику Врубеля Чистякову с 

просьбой рекомендовать ему достойного сотоварища для реставрационных работ в 
киевском Кирилловском храме Чистяков предложил
Врубеля. Врубель без сожаления оставил столицу и Академию Ему было уже
почти тридцать лет, и затянувшаяся пора ученичества начинала его тяготить
Он отправился на Украину, уверенный, что в его жизни начался новый важный этап. 

И действительно, летом 1884 г. во время работы в киевских храмах
Врубель испытал подъем жизненных сил. Он быстро нашел необходимые формы
и стиль для фресок "в византийском духе", поверил в свои возможности и
радужные перспективы, которые сулила ему самостоятельная деятельность,
обеспеченная заработком. Объем работ, выполненных им за полтора года,
был огромен: кроме новых фресок "Сошествие Святого Духа", "Положение во
Гроб" и других изображений, он нарисовал около 150 фигур - в основном
натуры, исполненные затем его помощниками, и реставрировал по своим эскизам ряд 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 435
 <<-