|
монахи вызвали к постели больного, считал, что тот неминуемо
должен умереть. Но, как уже бывало два раза, Богородица явилась к постели
своего мученика, и после этого здоровье стало быстро возвращаться к нему.
Через пять месяцев Серафим смог уже вернуться к своей прежней жизни.
Вскоре разбойников, совершивших это ужасное злодейство, поймали, однако
Серафим запретил накладывать на них какое-либо наказание, и по его мольбе
их простили.
Около 1806 г. Серафим возложил на себя подвиг молчальничества. Он
совершенно перестал выходить к посетителям, а если встречал кого-то в лесу
то падал ниц на землю и до тех пор не поднимал глаз, пока встретившийся Hj
проходил мимо. В таком безмолвии он прожил около трех лет. В 1810 г., код
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
65
недуги не позволили ему больше вести прежнюю отшельническую жизнь, Серафим
вновь
переселился в Саровскую обитель, но жил и здесь совершенно
уединенно в полном затворничестве. В келий его не было ничего, кроме иконы
Божьей Матери и обрубка пня, заменявшего стул. Огня он не употреблял.
Под рубашкой Серафим носил на веревках большой пятивершковый железный крест для
умерщвления плоти, но вериг и власяницы не надевал никогда.
Пил он одну воду, а в пищу употреблял лишь толокно да квашеную капусту.
Воду и пищу монахи приносили к дверям его келий, а Серафим, накрывшись
большим полотнищем, чтобы его никто не видел, стоя на коленях, брал блюдо
и затем уносил его к себе. Единственным занятием его были молитвенные
подвиги и чтение Нового завета (каждую неделю он прочитывал его от начала
до конца, употребляя первые четыре дня на чтение Евангелия, а следующие
три - на Деяния апостольские и послания). Иногда во время молитвы он
впадал в особого рода состояние, когда не слышал и не видел ничего вокруг
себя. Где была в это время его душа - неизвестно. Незадолго до смерти Серафим
признался одному иноку, что Господь несколько раз раскрывал перед
ним свое царство и переносил его в свои небесные обители. Там он не раз
вкушал небесную сладость и блаженство.
За всеми этими подвигами святого совершенно миновали внешние бури,
потрясавшие в то время мир (в том числе и война 1812 г.). Пробыв в строгом
затворе около пяти лет, он потом несколько ослабил его - по утрам его видели
гуляющим по кладбищу, дверь келий он больше не запирал, и каждый
желающий мог видеть его, однако, продолжая хранить обет молчания, он поначалу
не
отвечал ни на какие вопросы. Затем Серафим стал постепенно вступать в разговоры
с приходившими к нему иноками, а потом и с посторонними
мирскими посетителями, специально приезжавшими в Саровскую обитель для
свидания с ним. Наконец он стал принимать всех желающих, никому не отказывая в
благословении и кратком наставлении. Слава об удивительном старце
быстро распространилась по всем окружающим губерниям. К Серафиму потянулись
люди
всех возрастов и званий, и каждый искренне и чистосердечно
раскрывал перед ним свой ум и сердце, свои духовные печали и свои грехи.
Бывали дни, когда к Саровскому старцу стекалось до тысячи человек. Он всех
принимал и выслушивал и никогда не показывал утомления. Среди других
посетителей иногда являлись к нему и знатные лица: так, в 1825 г. у него
принял благословение великий князь Михаил Павлович. Но особенно много
являлось к старцу простолюдинов, искавших у него не только наставлений, но
также житейской помощи и исцеления. И в самом деле, верующие открыли в
нем великое и драгоценное сокровище. Многим он помог советом, других
исцелил своей молитвой (особенно успешно исцелял он всякого рода психические
расстройства, но иногда перед его молитвой и страстной верой страждущих
отступали и другие болезни). Замечено было также, что целебными
свойствами обладала вода из любимого источника Серафима, над которой он
творил свою молитву. Необыкновенно усладительна для всех была душеполезная
беседа Серафима, проникнутая какой-то особенной любовью. Прозорливость его и
знание человеческой натуры были поразительны. Часто по не-'
скольким словам или даже по одному внешнему виду он мгновенно постигал
человека и обращался к нему именно с теми словами, которые сразу задевали
3-0100950
66
сокровенные струны его души. Все обхождение его с посетителями отличалось
глубоким смирением и действенной любовью Никогда и ни к кому не
обращал он укоризненных речей, однако сила его внушения была так велика,
|
|