|
нему пришло известие, что Москва взята и сожжена татарами. Впрочем, Тохтамыш не
чувствовал себя уверенно и после этого. Узнав, что Дмитрий собирает полки в
Костроме, а Владимир Андреевич стоит с большой силой у Воло
58
ка, он поспешно ушел обратно в степь Дмитрий вернулся в разоренный город
и за свой счет похоронил всех убитых - 24 000 человек
Воспользовавшись бедою Москвы, Михаил Тверской немедленно отправился в Орду
искать великого княжения Однако в 1383 г приехал в Москву
посол от Тохтамыша с добрыми речами и пожалованием За это пришлось
дорого заплатить В 1384 г начались тяжелые поборы для уплаты ханской
дани Каждая деревня давала по полтине, а города платили золотом Таким
образом, Дмитрию не удалось исполнить свою заветную мечту - навсегда
покончить с татарским игом Последние годы его правления, если не считать
рати с рязанцами и новгородцами, были сравнительно мирными Умер Донской в 1389
г
, когда ему было всего 39 лет Согласно Житию, он был крепок,
высок, плечист и даже грузен - "чреват вельми и тяжек собою зело", имел
черную бороду и волосы, а также дивный взгляд То же Житие сообщает, что
Дмитрий имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивое
тью и целомудрием Книг он не любил читать, но духовные имел в своем
сердце
Сергий Радонежский - Серафим Саровский
Архиепископ Никон в составленном им "Житие Сергия
Радонежского" писал, что в трудные для церкви времена, когда потребна помощь
Божия для укреплению веры,
Бог посылает на землю Своих особых избранников, и те,
будучи преисполнены священной благодати, дивной жизнью и смирением привлекают к
себе сердца людей и делаются наставниками и руководителями всех, кто ищет
очищения от страсти и спасения души. Из мест уединения этих избранников, из их
пустынь, разливается тогда
по лицу их родной земли благодатный свет веры, покоя и
добра. Именно к таким Божьим посланникам принадлежали великие православные
святые, ^печальники земли
Русской" Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
Своей жизнью, своими подвигами и своим непререкаемым авторитетом они оказали
такое огромное влияние
на духовную жизнь России, что его ощутили на себе не
только их ближайшие современники, но и многие поколения потомков.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Варфоломей (так до пострижения звался святой Сергий) родился в 1319 г
Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на
службу к Ивану Даниловичу Калите и поселился в небольшом подмосковном городке
Радонеже Пишут, что с семи лет Варфоломей был отдан в
учение, которое давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал
даже от своего младшего брата Это несчастье преследовало его до тех пор,
пока один святой старец горячо не попросил Бога открыть для мальчика книжную
премудрость После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и сильно
пристрастился к чтению С раннего детства он имел тягу к святой жизни
Уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом
и водой, а по средам и пятницам постился "Поступь его, - пишет первый
жизнеописатель Сергия блаженный Епифании, - была полна скромности и
Целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах
нередко замечались слезы - свидетели его сердечного умиления Всегда ти^й и
молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на
кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные
неприятности"
бо
В 1339 г., после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего
имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со
старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря
уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической
жизни. Вокруг рос густой лес, которого еще никогда не касалась рука человека. С
большим трудом братья расчистили делянку, устроили себе сначала шалаш
|
|