|
Князь Андрей Боголюбский - фигура очень символичная, стоящая на переломе двух
эпох - Руси Киевской и России Московской. Главное значение его
деятельности состоит в том, что при нем,
и во многом благодаря ему, впервые
оформились и ярко обозначились важнейшие самобытные черты северо-восточной
окраины Руси: ее великорусского быта, ее духовной культуры и ее
государственного
устройства. Этот князь положил начало новой политике, новой
организации власти и самому характеру
владимирских и московских князей, этих
знаменитых в наших летописях "северных самовластцев", трудами и потом которых
была в конце концов собрана распавшаяся на уделы Русь. Таким образом,
князь Андрей стоит как бы в самом начале очень важного в русской истории и
во многом символичного процесса "перетекания" общегосударственного центра из
южных пределов страны в северные. Наши источники, к сожалению, не
отражают всех деталей этого любопытного явления, но причины его для нас
понятны и легко объяснимы.
На протяжении четырех веков центром Руси был Киев. Вокруг этого города и
прилегающих к нему земель вращалась вся русская история: здесь были
самые крупные и многолюдные города, здесь находились владения наиболее
могущественных князей, здесь сосредотачивалась главная часть населения и
национальных богатств страны. Благодатный климат, плодородные земли,
близость торговых путей - все, казалось, способствовало росту и процветанию
этого города. Но, к несчастью, случилось обратное - именно эти обстоятельства
оказались для него губительными. После того как единая Русь распалась на
отдельные волости и была поделена между потомками Владимира
26
Святого, жители Приднепровья не знали ни минуты покоя - усобные войны
князей, отстаивавших и отбивавших друг у друга 'желанный киевский стол,
ежегодные набеги половцев, постоянные грабежи и разорительные походы
постепенно привели к развалу торговли, упадку благоденствия и оттоку населения.
Речная полоса по среднему Днепру и его притокам в XII веке начинает
постепенно пустеть.
Но в то время как Киевская Русь переживала медленный упадок и постепенное
запустение, совершенно обратные процессы происходили в ее северовосточных
пределах - за рекой Угрой, в междуречье Оки и Верхней Волги.
Эти земли, заселенные в древности славянами-вятичами и финским племенем меря,
на
протяжении нескольких веков считались на Руси чуть ли не
синонимом дикости и глухости. И в самом деле, к северу от верхней Оки и
Десны тянулись в то время дремучие непроходимые леса, известные в наших
сказаниях под именем Брынских. Именно в них жил Соловей-разбойник и
именно через них наш былинный герой Илья Муромец налаживал "дорогу
прямоезжею", что в те времена считалось немалым подвигом. Князья не рисковали
подражать удалому богатырю и объезжали "вятскую землю" стороной.
Добираясь, к примеру, из Мурома в Киев, они плыли до верховьев Волги,
потом ехали посуху до Смоленска и спускались вниз по Днепру. Только Владимир
Мономах, отважный воин и неутомимый ездок, на своем веку изъездивший всю
русскую
землю, осмелился однажды проехать из Киева в Ростов
напрямик "сквозь вятичей", о чем не без гордости упомянул в своем Поучении.
Ростово-Суздальская земля лежала за этими дремучими лесами и называлась в
старину Залесской. Издревле здесь существовал только один крупный
центр - Ростов. При Владимире Святом и его сыне Ярославе Мудром появились еще
два больших города: Суздаль и Ярославль. Однако подлинный расцвет этой
окраинной
земли начался при отце Андрея Боголюбского Юрии
Долгоруком. Он был первым в непрерывном ряду князей Ростовской области,
которая при нем только и обособилась в отдельную волость: до того времени
это глухое захолустье служило прибавкой к южной Переяславской волости.
Одни за другим при Юрии вырастают новые города: Москва, Юрьев-Польский,
Переяславль Залесский, Дмитров, Городец на Волге, Кострома, Стародуб на
Клязьме, Галич Мерский, Звенигород, Владимир на Клязьме, Тверь и другие,
что указывает на усиленную колонизацию и все возрастающий приток жителей. Это
постоянно пребывающее с юга население положило начало великоросской или
собственно русской народности. Ростовские князья хорошо понимали, какие важные
выгоды сулит им такое положение вещей и оказывали
переселенцам всяческое содействие: брали их под свое покровительство, помогали
|
|