|
с
обустройством и налаживанием новой жизни. Сам Андрей говорил о
себе, что он "всю Белую (Суздальскую) Русь городами и селами великими
населил и многолюдной учинил".
Отношения между пришлым населением и северными князьями были совсем не те, что
на юге. Если в Приднепровской стороне главные города выросли из племенных
центров, имели свою сильную аристократию и вечевое
устройство, часто переходили из рук одного князя под управление другого (то
есть поневоле должны были иметь свои интересы, очень часто несовпадаю
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ 27
щие с княжескими), то совсем другая картина наблюдается на севере. Пришлое
население не могло иметь родовой организации, старые племенные отношения между
большинством жителей были навсегда разорваны. Притом
все города были построены и населены князьями, которые не переменялись,
а были на протяжении многих лет одни и те же. Могли ли в этих условиях
горожане противиться княжеской воле? И действительно, в XII веке мы видим на
северо-востоке только два города - Ростов и Суздаль, - имеющие
сильную аристократию и сложившееся вечевое устройство. Жители других
городов считали себя людьми князя и во всем были послушны его воле. В
этом видят главную причину того, что княжеская власть в Ростовской земле
была гораздо крепче и тверже, чем на юге, и при известных обстоятельствах
могла легко сделаться самовластной.
Считается, что Андрей родился где-то около 1111 г. По своим привычкам
и воспитанию это был настоящий северный князь. Когда он подрос, отец дал
ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший суздальский
пригород, и там Андрей прокняжил далеко за тридцать лет своей
жизни, ни разу не побывав в Киеве. Только в середине 40-х гг., когда Юрий
начал борьбу за киевский стол и ввязался в бесконечную войну с южными
князьями, Андрей поневоле провел в Приднепровье несколько лет, участвуя
во всех отцовских походах. Захватив наконец киевский стол, Юрий посадил
Андрея у себя под рукой в Вышгороде. Но Андрею не жилось там. Не спросившись
отца, он в 1150 г. тихонько ушел на свой родной суздальский север.
Летописец так объяснял этот поступок Андрея: "Смущался князь Андрей, видя
настроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в
мятеже, в волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого
из них ни с кем мира нет, и оттого все княжения запустели, а со стороны
Степи все половцы выпленили; скорбел об этом много князь Андрей в тайне
своего сердца и, не сказавши отцу, решился тайно уйти к себе в Ростов и
Суздаль - там-де поспокойнее".
Уезжая, князь захватил из Вышгорода чудотворную икону Божьей Матери,
которая стала потом главной святыней Суздальской земли под именем Владимирской.
Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими
чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь
велел здесь заночевать. Ночью Божья Матерь явилась ему во сне и запретила
вести икону в Ростов, как он прежде собирался (или делал вид, что собирался),
но
приказала оставить ее во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте
видения основал село, названное Боголюбовым. Позже он построил там богатую
каменную церковь Рождества Богородицы и терем. С тех пор Боголюбове
сделалось его любимым местопребыванием.
В мае 1157 г. Юрий Долгорукий умер в Киеве. Андрей принял власть в
Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал своим стольным
городом Владимир. Этот прежде незначительный молодой городок он украсил
великолепными сооружениями, придавшими ему невиданную на северо-востоке Руси
пышность Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников блеском
иконостаса, стенной живописью и обильной позолотой, он
построил во Владимире Спасский и Вознесенский монастыри, церковь По
28
крова при устье Нерли и много других каменных церквей в разных частях
своей волости. Город Владимир он расширил и превратил в неприступную
крепость, соорудил к нему золотые ворота, а другие отделал серебром; он
наполнил его, по замечанию одного летописного свода, купцами хитрыми,
ремесленниками и рукодельниками всякими. Благодаря этому пригород Владимир
вскоре превзошел богатством, благолепием и населенностью оба старших города
волости.
Во всех этих начинаниях было много искреннего благочестия и любви к
родному городу. Вообще, Андрей был очень набожен, и его часто можно было
видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах Нередко по ночам
он один входил в церковь, сам зажигал свечи и долго молился перед образом.
Однако в остальном Боголюбский оставался суровым и своевольным хозяином,
который
всегда поступал по-своему, а не по старине и не по обычаю. В
|
|