|
то на том свете гореть ему в огне. Что же вы мне посоветуете? Как им ответить?"
Бояре и старцы сказали: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но
всегда хвалит. Если хочешь обо всем разузнать, то пошли от себя мужей
посмотреть, кто и как служит Богу". Эта речь понравилась князю и всем людям.
Избрали десять мужей, славных и умных, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и
испытайте веру их". Они отправились и, придя к ним, наблюдали их
скверные дела и поклонение в мечети. Когда вернулись послы в землю свою,
сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда
идите в греческую землю". Послы пришли к немцам, увидели службу их церковную, а
затем пошли в Царьград. Когда же они вернулись, созвал князь
Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот, пришли посланные нами
мужи, послушаем обо всем, бывшем с ними". И обратился к послам: "Говорите перед
дружиной". Те же стали говорить так: "Ходили мы к болгарам, смотрели, как они
молятся в мечети. Стоят они там без пояса; сделав поклон,
сидят и глядят туда и сюда, как бешеные. И нет в них веселья, только печаль
и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в
храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в
греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали -
на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И
не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог
с людьми, и Служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы
20
забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет
потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Выслушав
послов, Владимир обратился за советом к боярам, и те сказали: "Если бы
плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она
мудрейшая из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?"
Они же сказали: "Где тебе любо".
Так повествует наш летописец о причинах, подвигнувших Владимира к
принятию христианства. Все эти рассказы о выборе вер имеют, на первый
взгляд, фольклорный характер, однако нечто подобное, видимо, происходило
в действительности. Так, араб Марвази, писавший в XII веке, имел смутные
сведения о посольстве Владимира к владетелю Хорезма. Посольство это приходило с
определенной целью - собрать сведения о мусульманской вере. Об
этом же писал в XIII веке перс ал-Ауфи. То есть Русь в Х веке действительно
стояла на неком распутье, и выбор Владимира предопределил ее дальнейшую
судьбу на много веков вперед - Русь примкнула к христианскому, а не
мусульманскому миру и из двух направлений христианства избрала православие.
Позднейшие историки потратили много сил, стараясь добыть дополнительные
сведения, подтверждающие или поправляющие летописный рассказ. Однако история
цепко хранит свои тайны, и в настоящий момент мы знаем о
крещение Владимира - главном, поворотном событии не только в его личной жизни,
но и в жизни всего Русского государства - очень мало. Византийские историки ни
единым словом не упомянули о нем, а русские источники содержат крайне
противоречивые сведения.
Так, мы не знаем точно, когда и где принял христианство сам Владимир.
Очевидно, крещение его совершилось скромно, и есть серьезное основание
думать, что на первых порах оно было скрыто от широких народных масс. Это
необходимо допустить ввиду смутного и сбивчивого представления об этом
акте современников. Например, в летописи читаем: "Не знающие истины говорят,
что
крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а
другие по-иному скажут..." Так сильно разноголосили между собой по этому
важному вопросу уже ближайшие потомки. Если этот факт остался неизвестным для
них, то, естественно, он должен был остаться тайною и для следующих поколений.
Ближайшие по времени к Владимиру писатели - его первый
жизнеописатель Иаков и митрополит Иларион - нашли нужным умолчать об
этом, несомненно, интересующем всех обстоятельстве. Только позже возникла
легенда о том, что Владимир крестился в Крыму, в византийском городе
Херсонесе (Корсуни наших летописей). Эта легенда попала и в летописи.
Сейчас принято считать, что крещение Владимира было следствием не
только внутренних, но и внешних обстоятельств и что события русской истории
теснейшим образом переплелись с событиями истории византийской. В
сентябре 987 г. против законных византийских императоров Василия II и
Константина VIII поднял восстание в Малой Азии полководец Варда Фока. Размах
этого мятежа сильно напугал императора Василия. В конце 987 г. он
обратился за помощью к Владимиру (Русь со времен Святослава считалась
официальной союзницей империи). Между двумя правительствами начался
|
|