|
дипломатический торг, подробности которого нам известны лишь в общих
чертах. Владимир соглашался оказать требуемую помощь, но взамен просил в
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ 21
жены Анну, сестру Василия. Ввиду тяжелой безвыходной ситуации император
принял его сватовство, однако выставил непременное условие - правитель
Руси должен был принять крещение. Арабский историк XI века Яхъя Антиохийский
писал об этом соглашении: "И заключили они (император Василий
и князь Владимир) между собой договор о свойстве и женитьбе царя русов на
сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он
крестился... И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска
русов и соединились с войсками греков..." Исполняя условия договора, Владимир,
который, как это видно из нашей летописи, был уже вполне готов к
принятию новой веры, крестился либо в 987-м, либо в самом начале 988 г. Где
произошло это важное событие - в Киеве или Василеве - сейчас уже невозможно
узнать.
Дальнейшие события развивались следующим образом. Летом 988 г., как
об этом однозначно свидетельствуют греческие и арабские источники, отряд
русских воинов прибыл в Византию и оказал императору большую помощь в
сражениях под Хрисополем и Авидосом. Но как только его положение поправилось,
Василий стал медлить с выполнением своей части договора. По крайней мере, Анна
в
этом году так и не появилась на Руси. Летом 989 г., по
свидетельству Иакова, Владимир ходил к Днепровским порогам, видимо, ожидая
невесту, но она не приехала. Тогда Владимир сообразил, что его обманули, и
немедленно начал войну против своего прежнего союзника. В конце
лета 989 г. русские войска вторглись в Крым и подступили к византийскому
Херсонесу.
Об этом походе и о том, что за ним последовало, подробно рассказывает
наша летопись. Греки затворились в Корсуни (Херсонесе) и крепко оборонялись.
Русь встала на той стороне города, что против пристани, и начала осаду.
Горожане защищались отважно, и осаде не было видно конца. Но тут один из
корсунян, по имени Анастас, пустил в лагерь Владимира стрелу с письмом. В
том письме говорилось: "Перекопайте и переймите воду, она идет в город по
трубам из колодцев, которые за вашим лагерем с востока". Владимир тотчас
велел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди в Корсуни стали изнемогать
от
жажды и вскоре сдались. Владимир вошел в город и послал сказать
Василию и его брату Константину: "Вот, взял уже ваш город славный. Если не
отдадите за меня сестру, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".
Василий и Константин принялись упрашивать Анну согласиться на брак с
Владимиром. Но та не хотела уезжать в Русь, говоря: "Иду, как в полон, лучше
бы мне здесь умереть". Братья же отвечали ей: "Может быть, обратит тобой
Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасов войны.
Видишь, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, и
нам сделают то же, что в Корсуни". И так едва принудили ее дать согласие.
Анна села в корабль, попрощавшись с ближними своими, и с плачем отправилась
через море. Вместе с ней плыли сановники и пресвитеры. Когда царевна
прибыла в Крым, корсунцы вышли ей навстречу с поклоном, ввели ее в город
и посадили в палатке. Царевна спросила: "Крестился ли Владимир?" Ей отвечали,
что пока нет, ибо князь разболелся глазами и ничего не видит. Тогда
Анна послала к своему жениху сказать: "Если хочешь избавиться от болезни,
то крестись поскорей, а если не крестишься, то не избавишься от недуга сво
22
его". "Если вправду исполнится это, - сказал Владимир, - то поистине велик Бог
христианский". И повелел крестить себя. Епископ корсунский с царицыными попами,
огласив, крестил Владимира. И когда епископ возложил
на него руку, Владимир тотчас прозрел и, ощутив свое внезапное исцеление,
прославил Бога. Многие из дружинников, увидев это чудо, тоже крестились.
И случилось это в церкви святого Василия, что стояла посреди Корсуни.
Комментаторами этого летописного известия было сделано много попыток примирить
разноречивость наших источников о месте крещения Владимира. Предполагали, что в
Корсуни произошло перекрещивание или повторное крещение, предполагали также,
что
в Киеве было только оглашение, а
само крещение случилось в Корсуни и т.д. Все эти версии можно принять с
теми или иными оговорками, но несомненно одно: если Владимир и был
крещен в Киеве, то крещен тайно, так что масса его язычников-дружинников
об этом не подозревала, в Корсуни же он публично и официально приобщился к
новой
религии. В связи с этим нельзя не увидеть во внезапной болезни
князя и в столь же внезапном его исцелении некоего театрального действа,
цель которого заключалась в том, чтобы поразить воображение простых воинов и
|
|