|
вскоре начался жестокий голод. И Блуд сказал Ярополку: "Видишь, сколько
воинов у брата твоего. Нам ли их победить? Заключай мир с братом". Ярополк
отвечал: "Пусть будет так". Блуд же послал к Владимиру со словами: "Сбылась
мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его". Владимир, услышав
это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и своей дружиной. И вот,
когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его
мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим.
Так был убит Ярополк, и с этого времени Владимир стал княжить в Киеве один.
В это время, по свидетельству летописи, он был одержим вожделением и
ненасытен в блуде: имел связи со многими замужними женщинами и девушками. Среди
прочих Владимир взял в жены вдову своего брата Ярополка. Она
была гречанкой, приведенной из Византии Святославом. Когда Владимир
сошелся с ней, она была уже беременна от Ярополка, а после родила сына
Святополка. Рогнеду Владимир поселил на Лыбеде, где находилось село Предславино,
от нее он имел четырех сыновей: Ярослава, Изяслава, Мстислава и
Всеволода, а также двух дочерей. Кроме Рогнеды и гречанки Владимир имел
еще трех законных жен и 800 наложниц: 300 было у него в Вышгороде, 300 -
в Белгороде и 200 - в селе Берестове.
Впрочем, не только любовью, но и войной занимался он в это время,
совершив за первые восемь лет своего самостоятельного правления несколько
больших походов. Первый из них, происходивший предположительно в 979 г.,
был обращен на запад в земли летописных волынян, живших в верховьях
Западного Буга, к их главному городу Червеню. "Пошел Владимир на поляков
и захватил города их Перемышль и Червен, а также другие города в земле
волынян", - сообщает со своей обычной лаконичностью летописец. В 981 г.
последовал новый поход - против вятичей. Покорив их, Владимир в следующем году
вновь был вынужден идти на восток - подавлять восстание "заратившихся" вятичей.
Под 983 г. в летописи помещено краткое известие о войне
против литовского племени ятвягов, которое обитало между реками Неманом и
Нарев. В 984 г. княжеский воевода Волчий Хвост покорил последнее оставшееся еще
независимым приднепровское племя - радимичей. А в 985 г. сам Владимир ходил
против волжских болгар и победил их в бою. Наконец, в 992 г. он
подчинил хорватов, которые жили в междуречье верхнего Днестра и Прута. В
результате этих войн все восточнославянские племена покорились киевскому
князю - Древнерусское государство достигло своих предельных границ.
Эпоху, в которую пришлось править Владимиру, можно назвать переломной. Один за
другим отрекались от язычества и принимали христианство сла
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ
19
вянские народы - соседи Руси. Сам Владимир всю жизнь остро интересовался
религиозными вопросами. По словам летописца, утвердившись у власти,
он поставил на холме в Киеве за теремным двором кумиры богам: деревянного
Перуна
с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Симаргла и Молошь. "И приносили киевляне им жертвы, называя
их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и осквернялась
кровью земля русская и холм тот". Однако увлечение Владимира языческой
религией продолжалось недолго. В 986 г. приходили в Киев посольства от
разных народов, призывавших Русь обратиться в их веру. Сперва пришли
болгары и хвалили своего Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали
католическую веру, а хазарские евреи после них - иудейство.
Последним прибыл проповедник, присланный из Византии, и стал он рассказывать
Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец
грек
показал князю занавес, на котором написано было
судилище Господне. Направо указал ему на праведников, в веселии идущих в
рай, а налево - грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал:
"Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева". "Если хочешь с праведными
справа стать, то крестись", - сказал грек. Владимир же отвечал: "Подожду еще
немного", желая разузнать подробнее о всех верах.
В 987 г. князь созвал своих бояр и старцев градских и сказал им: "Приходили ко
мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и
хвалили закон свой. Затем пришли евреи. После же всех пришли греки, браня
все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая мне о начале
мира и о бытии всего. Мудрено говорят они и чудесно слушать их. Рассказывали
они
и о другом свете. Если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова
воскреснет и не умереть ему во веки, если же в ином законе будет,
|
|