|
рекомендательное письмо к гелиополь-ским жрецам. Кроме Гелиополя Пифагор
побывал
в Мемфисе, а потом поселился в Диосполе. Тамошние жрецы очень неохотно
открывали
чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора от его замыслов, они при
посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, против-
ные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они
разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях и в богослужениях, куда до
этого
не допускался никто из чужеземцев. Диоген сообщает, что Пифагор хорошо знал
египетский язык и мог читать египетские тексты, причем не только обычные, но и
такие, смысл которых понятен лишь посвященным. Возможно, в Египте Пифагор
почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен
стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и
стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в
отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали
соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни,
придерживаясь определенных правил поведения. Поэтому вполне вероятно, что
именно
в Египте у Пифагора зародилась мысль о его будущем союзе, представляющем собой
прочное сожительство людей, объединившихся вместе для целей умственной и
нравственной культуры.
Возвратившись в Ионию, Пифагор устроил у себя на родине училище, но, когда ему
исполнилось сорок лет, он, тяготясь тиранией Поликрата, навсегда переселился в
южную Италию, в город Кротон. Здесь он стал пользоваться глубоким уважением
граждан как человек, много странствовавший, опытный и дивно одаренный судьбой.
Вместе с тем он обладал красивым голосом, благородной внешностью и манерами.
Сперва он взволновал своими речами городских старейшин; потом, по просьбе
властей, обратил свои увещания к молодым; и наконец стал говорить с мальчиками,
сбежавшими из училища, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него
посмотреть. Все это умножило его славу и привело к нему многочисленных учеников,
как мужчин, так и женщин. По словам Никомаха, первыми слушателями его были
около
двух тысяч человек. Пифагор так пленил их своими рассуждениями, что ни один из
них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное
училище, поселились при нем, а созданные Пифагором законы и правила соблюдали
ненарушимо, как божественные заповеди. Из этого училища вырос в дальнейшем
знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего
походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую
доктрину, а его члены были также связаны строгой дисциплиной и послушанием.
Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов, которые
в
результате должны были стать такими же завершенными произведениями искусства,
такими же достойными, пластическими натурами, каким был сам Пифагор.
20_____________100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
Жизнь в союзе регулировалась раз и навсегда установленными правилами. Все его
члены носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок
дня, в котором для каждого часа была своя работа: утром, тотчас же после
пробуждения ото сна, им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю
вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было тесно связано с
тем, что они делали вчера. (Им вменялось также в обязанность в качестве
вечернего занятия критическое осмысление своих поступков, совершенных в течение
дня.) Сойдясь на восходе солнца, пифагорейцы пели торжественный гимн Аполлону,
исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный.
После омовений совершалась в полном молчании прогулка по храму. Затем в тени
деревьев или под портиком начинались занятия. В полдень произносилась молитва
героям и доброжелательным гениям. Послеобеденное время посвящалось
гимнастическим упражнениям, урокам, медитациям и внутренней подготовке к
следующему уроку. На заката солнца возносилась общая молитва космогоническим
богам и воскурялась на алтаре бескровная жертва. Все трапезы пифагорейцев были
совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода - единственным
напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так
как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Пифагор учил, что
суть вещей ускользает от обычного человека, который воспринимает лишь
проходящие
явления этого мира. Постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда
между человеком и остальным миром устанавливаются гармония и единение. Тот, кто
не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию
божественную. (Это, впрочем, не означало, что Пифагор проповедовал аскетизм.
Напротив, брак, к примеру, рассматривался пифагорейцами как нечто священное, но
любовь, которая сводилась к одной чувственности, они однозначно осуждали.
Сладострастие, по словам Пифагора, можно сравнить с пением сирен, которые, как
|
|