|
только приблизишься к ним, исчезают, а на месте, откуда раздавалось пение,
оказываются поломанные кости и куски тела.)
По прошествии нескольких лет, когда школа обрела громкую славу, туда стали
принимать не всех желающих и не сразу. Прежде чем получить в нее доступ, нужно
было пройти трехлетний испытательный срок. При этом исследовались его
образованность и способность к послушанию; собирались также справки о его
поведении, склонностях и делах. Затем, будучи допущенным в число учеников, он
первые пять лет проводил в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя
его. Прежде чем открывать ученику высшую мудрость, Пифагор преподавал ему
математику, так как математические предметы лежат на грани телесного и
бестелесного. С помощью такого приема он подводил людей к созерцанию истинно
сущего. Наряду с математикой много внимания уделялось музыке. (Пифагор
утверждал, что музыка обладает способностью поднимать душу по ступеням
восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд. Священные
мелодии должны были настраивать душу ученика и делать настолько гармоничной,
чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение истины.) В качестве
регулярных занятий были введены также гимнастические упражнения. Особое
значение
придавалось углубленным размышлениям - медитациям.
Лишь усвоив необходимые предварительные знания, ученик допускался к
непосредственному общению с Пифагором. Тогда он получал возможность видеть
учителя, разговаривать с ним и мог приобщиться к его тайному эзотериче-
т
ПИФАГОР
21
скому учению. О самом этом учении мы имеем теперь лишь приблизительное
представление. Доподлинно известно только одно - сущность всех вещей и основу
организации Вселенной Пифагор искал в числах и их гармонических отношениях Он
учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицею, светом,
правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую - Двоицей, мраком,
левизной, неравенством, зыбкостью и переменностью. В самом общем смысле под
Единицей он понимал божественную, деятельную, мужскую природу, заключающую в
себе всю полноту гармонии, а под Двоицей - пассивную, женскую, материальную (ее
отождествляли также с Деметрой-Зем-лей). Божественная Единица осуществляет себя
лишь посредством Двоицы и,
Сходя через нее, становится реальной, воплощаясь в Троице, то есть в физи-сом
мире. Проявленный мир - тройственен, и потому Тройка - есть первое совершенное
число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Вся видимая Вселенная
определяется Тройкой, ибо Тройка содержит в себе все. Примеров проявления этой
троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый
материальный объект существует в трех измерениях - то есть имеет длину, высоту
и
ширину; Вселенная делится на три концентрические сферы - мир божественный, мир
естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трех состояниях -
твердом, газообразном и жидком; семья включает в себя трех индивидуумов -
мужчину, женщину и дитя; предметы могут отталкиваться, притягиваться или
находиться в равновесии и т.д. и т.п. Во всех этих проявлениях троичности можно
всегда выделить: а) член активный; б) член пассивный; в) член средний,
вытекающий из действия двух первых друг на друга. Но все они восходят к Высшей
триаде: божественной Единице, принимающей ее в себя Двоице и родившейся в
результате этого Троице. Далее Пифагор вводил понятие священной Тетрады,
которое
заключало в себе глубокую идею синтеза и развития. Согласно его учению,
Вселенная, возникшая под воздействием божественной Единицы, вновь возвращалась
и
заключалась в ней, образуя живой божественно-материальный космос. В высшем
смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной: Вселенную,
существующую по божественным законам, или Божество, проявляющееся словно в теле
в материальной Вселенной (то есть Тетрада есть высшее единство - та же Единица,
но на более высоком качественном, проявленном уровне). В частной, обыденной
жизни Пифагор тоже видел бесчисленные проявления Тетрады. Например, тело, душа
и
дух дают в своем слиянии четвертый член - человека; семья есть единство отца,
матери и ребенка и т.д.
Эта изощренная, отвлеченная, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала у
Пифагора в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, он
вместе с тем требовал уважения к богам традиционной греческой религии. Однако
они не были для него высшими существами, а только олицетворяли ту или иную
сторону мироздания. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по
именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют
тем разумным силам, которые действуют во всей Вселенной. Более того, он говорил
о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами,
которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз
|
|