|
именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий
Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши
Вселенной: богов, титанов и людей. Когда гигантское яйцо раскололось, из него
вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный - бог, объемлющий собой все
природное многообразие. Один из орфических гимнов обращается к нему в таких
торжественных выражениях: Могучий Первородный, зов услышь, Двойной,
яйцерожденный, ты сквозь воздух Блуждающий, могучий ревом бык, На золотых
крылах
своих пресветлый, Живой родник племен богов и смертных. Неизреченный, скрытый,
славный, власть, Цвет всех сияний, всех цветов и блесков. Движенье, сущность,
длительность и самость, Ты ото тьмы освобождаешь взор, Протогонос, могучий,
Первородный, Всемирный свет, небесно-осиянный, Ты, вея, чрез Вселенную летишь.
В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода: из земли вышло
племя титанов, которым правил Крон, против него поднялись его дети-олимпийцы
под
предводительством Зевса. Но это было не главное. Орфей учил, что Зевс, поглотив
Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков - единственное
мировое божество, являющееся во многих ликах:
Зевс - первый, Зевс же и последний громовержец. Зевс - глава, Зевс - середина,
из Зевса лее все создано... Зевс - основатель земли и звездного неба... Зевс -
корень моря, он - солнце и вместе луна. Зевс - владыка, Зевс сам - всему
первородец. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим
история богов не заканчивается. Громовержец вступает в союз с Преисподней и от
ее царицы Персефоны родит сына - Диониса-Загрея. Появление этого божества не
означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для
Орфея был как бы ипостасью Зевса - его
18
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
мощью, его "одождяющей силой". Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс - не кто
иной, как Первородный.
Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф
повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь
ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги
настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце - носитель
Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а
небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное
было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что
человек имеет двойственную природу - божественную и титаническую. Последняя
приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.
Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в
него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.
Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил,
что после смерти душа - эта дионисова искра - под гнетом низменной природы
вновь
возвращается на землю и вселяется в другое тело. Цель человеческой жизни
состоит
в том, чтобы освободить душу из плена материального мира - выйти из бесконечной
цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству. Для этого человек должен
развивать в себе божественную сторону бытия - Дионисово начало. Этому служили
особые мистерии орфиков и весь их образ жизни. Прежде всего от вступающего на
путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести
неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были
оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался
запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь
орфиков проходила в сложных магических обрядах.
Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это
вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным
оно так и не стало. Общины орфиков - маленькие замкнутые кружки - существовали
вплоть до начала нашей эры.
т
ПИФАГОР
19
Пифагор
Пифагора считают первым религиозным мыслителем и наставником Эллады, создавшим
законченное вероучение. По происхождению он был иониец и родился около 580 г.
до
Р.Х. на острове Самос. С раннего детства Пифагор, как свидетельствует его
биограф Порфирий, показал большие способности ко всем наукам. В юности он
обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом он учился у
нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа
Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую
богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран
Поликрат, который был большим другом египетского царя Амасиса, дал Пифагору
|
|